«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 50

Творческое мышление как креативный компонент конфликтной компетентности педагога в условиях межэтнических конфликтов

Автор(ы)
М. М. Кашапов, Е. С. Боярова
Аннотация
Обосновано, что конфликтная компетентность обладает признаками коммуникативной компетентности: сложностью структурной организации; связанностью с уровневыми характеристиками творческого мышления. Обосновано, что процесс творческого решения конфликтной ситуации характеризуется преобладающим надситуативным уровнем мышления. Описано содержание дополнительной профессиональной образовательной программы «Профилактика межэтнических конфликтов», разработанной с целью совершенствования у педагогов компетентности в области поликультурного образования. Представлен проект «Как развивать толерантность педагога», разработанный участниками программы.
Об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: smk007@bk.ru

Боярова Елена Станиславовна, старший преподаватель, Центр поддержки воспитательной работы, Институт развития образования Ярославской области, Россия, 150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16, e-mail: helena_boyar@mail.ru

Ссылка для цитирования
Кашапов М. М., Боярова Е. С. Творческое мышление как креативный компонент конфликтной компетентности педагога в условиях межэтнических конфликтов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 50. С. 3–20. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.50.3
Ключевые слова
творческое мышление, конфликтная компетентность, педагог, конфликт.
УДК
159.942
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.50.3
Литература

Алексеев Н. Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / под ред. И. Н. Семенова, Т. Г. Болдиной. М. : ИРПТиГО, 2003. С. 50–64.

Ангеловски К. Учителя и инновации : кн. для учителя / пер. с макед. В. П. Диденко. М. : Просвещение, 1991. 156 с.

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. : Союз, 2002. 271 с.

Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. C. 11–17.

Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 94. С. 7–15.

Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития : сб. науч. ст. / отв. ред. В. И. Панов. М. : Психол. ин-т РАО ; Курск : Унив. книга, 2020. С. 280–284.

Башкин М. В. Конфликтная компетентность личности : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 242 с.

Дружинин В. Н. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве – искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М. : Наука : Смысл, 2000. С. 171–185.

Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : дис. … д-ра психол. наук. Л., 1990. 403 с.

Кашапов М. М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации : автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1989. 16 с.

Кашапов М. М. Психологические основы решения педагогической ситуации : учеб. пособие. Ярославль : Изд-во Ярослав. ун-т им. П. Г. Демидова, 1992. 83 с.

Кашапов М. М. Психология творческого мышления : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2017. 434 р.

Кашапов М. М., Кашапов А. С. Формирование профессионального творческого мышления : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2024. 124 с.

Кашапов М. М., Боярова Е. С. О творческом сотрудничестве // Образовательная панорама. 2015. № 2 (4). С. 119–123.

Кашапов М. М., Боярова Е. С. Психолого-педагогические основы сопровождения инновационного проектирования в образовательной деятельности родителей // Образовательная панорама. Научно-методический журнал. 2021. № 1 (15). С. 77–85.

Кашапов М. М., Боярова Е. С. Развитие профессионального потенциала педагогапсихолога в работе с одаренными детьми // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 78–82.

Кашапов М. М., Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. Ярославль : Ярослав. ун-т им. П. Г. Демидова, 2018. 392 с.

Киселева Т. Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 154 с.

Коточигова Е. В. Психологические особенности творческого педагогического мышления : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 162 с.

Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 100–109.

Панов В. И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М. ; СПб. : Психол. ин-т РАО : Нестор-История, 2014. 304 с.

Поташник М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт : пособие для учителя. Киев : Рад. шк., 1988. 189 с.

Пошехонова Ю. В. Метапознание и профессиональное педагогическое мышление преподавателя высшей школы // Педагогика и психология: теория и практика. 2018. № 3 (11). С. 17–23.

Профилактика межэтнических конфликтов в образовательной организации : учеб.- метод. пособие / под ред. И. В. Серафимович, Г. В. Куприяновой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. 154 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс : Универс, 1994. 479 с.

Савельев А. Инновационное образование и научные школы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. № 5. С. 18.

Серафимович И. В. Особенности прогнозирования в структуре профессионального педагогического мышления : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 252 с.

Софьина В. Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности в проектной деятельности с использованием интерактивных технологий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4 (ч. 1). С. 201–211.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды : дис. … д-ра психол. наук. Кострома, 2014. 540 с.

Чернецкая Н. И. Творческое мышление как высшая форма мышления // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 2. С. 225–230.

Чернецкая Н. И. Творческое мышление и творчество: к проблеме со-отношений понятий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 6–10.

Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2015. 50 с.

Чернецкая Н. И. Психология творчества: общепсихологический, возрастной и педагогический аспекты : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. 196 с.

Чернявская В. С. Метакогнитивная компетентность в проектной деятельности студентов информационно-технологических направлений. Владивосток : Изд-во ВВГУ, 2023. 133 с.

Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 176 с.

Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. С. 272–281.


Полная версия (русская)