«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 21

Базовые качества направленности личности студентов средних профессиональных учебных заведений

Автор(ы)
М. Е. Лоскутова, М. М. Кашапов
Аннотация
Исследуется направленность личности студентов. Выявлены и описаны различия базовых качеств обучающихся на ступени начального и среднего специального профессионального образования, приведен сравнительный анализ установленных особенностей направленности личности студентов средних и высших профессиональных учебных заведений. Эмпирически установлено, что базовым качеством направленности студентов на ступени среднего профессионального образования является общение. Кроме того, студенты средних профессиональных учебных заведений продемонстрировали самый высокий уровень организованности структуры направленности среди рассматриваемых групп. Студенты на ступени начального профессионального образования характеризуются личностной направленностью и преобладанием мотивов жизнеобеспечения, общения, комфорта, достижения социального статуса, вместе составляющих общежитейскую направленность.
Ключевые слова
направленность личности, среднее профессиональное образование, базовые качества
УДК
159.9
Литература

1. Анисимов П. Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ / П. Ф. Анисимов // Сред. проф. образование. – 1997. – № 2. – С. 8–15.

2. Ансимова Н. П. Общая психология : учеб. пособие / под общ. ред. Н. П. Ансимовой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. – 492 с.

3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. – М. : Изд-во ЭГВЕС, 2009. – 456 с.

4. Беспалько В. П. Не пора ли менять стратегию образования? / В. П. Беспалько // Педагогика. – 2001. – № 9. – С. 87–95.

5. Бутко Е. Я. Профессиональное образование: старт третьего тысячелетия / Е. Я. Бутко // Профессионал. – 2002. – № 1. – С.2–3.

6. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М. : Совершенство, 1998. – 608 с.

7. Верещагина Л. А. Определение направленности «на себя» – «на дело» – «на взаимодействие» / Л. А. Верещагина // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности : учеб. пособие / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева, В. М. Снетков. – СПб. : Речь, 2003. – 488 с.

8. Демин В. М. Состояние, тенденции и перспективы развития среднего профессионального образования России / В. М. Демин. – М. : Альфа-М, 2006.-261 с.

9. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельнов. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.

10. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.

11. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики / А. В. Карпов. М. : ИП РАН, 2004. – 504 с.

12. Кашапов М. М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя / М. М. Кашапов // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). – Ярославль, 2003. – С. 168–186.

13. Кашапов М. М. О специфике развития творческого мышления студента как профессионала / М. М. Кашапов // Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе : сб. материалов IX обл. науч.-метод. конф. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – Ч. 2. – С. 115 – 117.

14. Кашапов М. М. Психология творческого мышления : учеб. пособие / М. М. Кашапов. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 436 с.

15. Кашапов М. М. Событийность мышления преподавателя как средство профессионализации и социализации студентов / М. М. Кашапов // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии. – М. : Ин-т психологии РАН, 2015. – С. 186–195.

16. Кашапов М. М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога / М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева, Е. В. Коточигова // Человеч. фактор: Соц. психолог. – 2003. – № 1 (5). – С. 39–44.

17. Кашапов М. М. Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития / М. М. Кашапов, М. Е. Лоскутова, Т. В. Огородава // Изв. Сарато. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т. 5, вып. 2 (18). – С. 174 – 179.

18. Леднев B. C. Содержание образования : учеб. пособие / B. C. Леднев. – М. : Высш. шк., 1989 . – 360 с.

19. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / В. Э. Мильман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – С. 23–43.

20. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю. П. Поваренков. – Ярославль : Канцлер, 2008. – 402 с.

21. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие / А. А. Реан. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 224 с.

22. Савин Е. Ю. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / Е. Ю. Савин, А. Е. Фомин. – Калуга : Калуж. гос. ун-т, 2011. – 338 с.

23. Слободчиков В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. – 2003. – № 2. – С. 4–28.

24. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. – М. : Наука, 1982. – 185 с.

25. Шадриков В. Д. Психология производственного обучения. Принципы и управление : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – Ярославль : ЯГУ, 1974. – 142 с.


Полная версия (русская)