«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 50

Формирование доверия у наставников и подопечных подростков-сирот

Автор(ы)
Ю. В. Селиванова, А. А. Шаров, Л. В. Пастушкова
Аннотация
Изучается формирование общего, межличностного и партнерского доверия у наставников и их подопечных (подростков-сирот) на этапе шестимесячной реализации программы наставничества. Обосновано рассмотрение партнерского доверия в качестве подвида межличностного (социального) доверия и представлен авторский инструментарий в рамках его диагностики. Выявлено, что у наставников на констатирующем этапе реализации программы наставничества все рассматриваемые виды доверия представлены на среднем уровне, а у подопечных – на низком, различия в показателях доверия у наставников статистически значимы. На контрольном этапе исследования показано, что шестимесячная реализация программы индивидуального наставничества способствует повышению уровня партнерского доверия у наставников, а также росту межличностного и партнерского доверия у подопечных.
Об авторах

Селиванова Юлия Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, Педагогической институт, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: juliaselivanova@mail.ru

Шаров Алексей Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Педагогический институт, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: sha555@mail.ru

Пастушкова Лилия Викторовна, директор, АНО поддержки семьи и детства «Всегда рядом», Россия, 410048, г. Саратов, ул. Парковая, 46-7, e-mail: vsegda-ryadom64@mail.ru

Ссылка для цитирования
Селиванова Ю. В., Шаров А. А., Пастушкова Л. В. Формирование доверия у наставников и подопечных подростков-сирот // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 50. С. 65–76. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.50.65
Ключевые слова
межличностное доверие, индивидуальная программа наставничества, подопечный, наставник, дети-сироты.
УДК
159.9:316.64
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.50.65
Литература

Акимкина Ю. Е. Особенности личностного доверия студентов в коммуникативной сетевой активности // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. № 5. С. 126–150. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-5-126-150

Антипина О. Н., Кривицкая А. Д. Доверие как детерминанта субъективного благополучия в России // Социологические исследования. 2024. № 2. С. 36–47.

Байер Е. А., Аваков С. И. Педагогическое наставничество для детей-сирот // Развитие личности. 2017. № 2. С. 211–219.

Власенко Е. А. Адаптация русскоязычного варианта Шкалыгенерализованного доверия Т. Ямагиши на выборке студентов // Психология человека в образовании. 2022. № 4. С. 509– 520. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-509-520

Данилова Ю. Ю. Проявление доверия у подростков в связи с семейной депривацией и восприятием отношений со значимым взрослым // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 106–118. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-5-106-118

Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений в работе практического психолога образования. Курган : Изд-во КГУ. 2016. 190 с.

Добрых М. О. Социально-психологические аспекты изучения системы внедрения наставничества на предприятии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 37. С. 62–65.

Елисеева Е. Ю., Елисеев Ю. А., Лебедев И. М. Проблемы наставничества в профессиональном становлении молодого сотрудника // Человеческий капитал. 2023. № 11. С. 159–167. https://doi.org/10.25629/hc.2023.11.46

Зарипова Ю. Р. Нарушение доверительных отношений как проявление травматического опыта подростков-воспитанников детского дома // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 1. С. 252–258.

Зарипова Ю. Р. Психологические проблемы доверия детей – сирот, переживших стрессовые ситуации // Медицина: теория и практика. 2020. Т.4. С. 215–216.

Короткевич О. А., Зикеева А. Д. Психологические аспекты развития доверия к себе и к миру у подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Вестник ГГУ : сетевой электронный научный журнал. 2017. № 4. С. 1–9. URL: http://vestnik-ggu.ru/doc/4korotkev.pdf (дата обращения: 20.07.2024).

Леонов Н. И., Леонова И. Ю. Влияние доверия в организации на стратегии поведения сотрудников в конфликтной ситуации // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 1. С. 53–70.

Леонова, И. Ю., Леонов, И. Н. Психометрическая проверка структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С. Г. Достовалова и ее модификация // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2. С. 93–111.

Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50–56.

Почебут Л. Г., Гуриева С. Д., Чикер В. А. Прогностическая модель социально-психологических факторов укрепления доверия в организации // Социальная психология и общество. 2018. № 1. С. 22–42. https://doi.org/10.17759/sps.2018090103

Почебут Л.Г. Психология доверия в организации // Психологический журнал. 2017. № 6. С.65–76.

Розен М., Крейгер К. Когда доверие к наставнику имеет значение. Роль проактивности личности // Организационная психология: люди и риски : материалы XI Междунар. науч.- практ. конф. Саратов : ИЦ «Наука»,. 2020. С.78–124.

Стрижова И. В., Хозе Е. Г., Агеева А. С. Оценка индивидуально-психологических характеристик и уровня доверия по фотоизображению лица незнакомого человека до и после непосредственного перцептивного взаимодействия // Экспериментальная психология. 2024. № 1. С. 44–60. https://doi.org/10.17759/exppsy.2024170103

Субъективное благополучие молодых людей из числа детей-сирот в условиях перехода в самостоятельную жизнь / В. Н. Ослон [и др.] // Психология и право. 2023. № 4. С. 272–293. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130419

Moon C., Travaglino, G. A. The association between perceived injustice and political trust: Testing a dual-pathway model through anger and patriotism across four countries // Political psychology. 2024. P. 1–20. https://doi.org/10.1111/pops.13005

Trust at zero acquaintance: more a matter of respect than expectation of reward / D. Dunning [et al.] // Journal of personality and social psychology. 2014. Vol. 107, Iss. 1. P. 122–141. https://doi.org/10.1037/a0036673


Полная версия (русская)