«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 50

Иерархия компонентов идентичности студенческой молодежи

Автор(ы)
К. Н. Павлова
Аннотация
Исследуется иерархия компонентов идентичности студентов в условиях постоянно изменяющейся идентификационной картины мира. Реализуется конструктивистский подход к идентичности как к многомерной системе, состоящей из ядерных и периферических элементов. Показывается, что ядро идентичности студентов составляют семейно-ролевые и профессиональные компоненты. Установлено, что студенты придают большее значение своей непосредственной социальной среде, чем гражданской, этнической и региональной принадлежности, что может быть объяснено недостаточным формированием эмоциональноценностного и поведенческого компонентов гражданской идентичности, а также негативными социальными тенденциями, ослабляющими этническую и региональную идентичность.
Об авторах
Павлова Ксения Николаевна, старший преподаватель, Забайкальский государственный университет, Россия, 672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30, e-mail: p.kseniya13@mail.ru
Ссылка для цитирования
Павлова К. Н. Иерархия компонентов идентичности студенческой молодежи // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 50. С. 54–64. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.50.54
Ключевые слова
идентичность, иерархическая система, компоненты идентичности, семейно-ролевые основания, студенческая молодежь.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.50.54
Литература

Булатников И. Е. «Кризис культуры» и русское образование: социально-нравственные основы сохранения и воспроизводства русского мира // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры: перечитывая философско-педагогическую антропологию Е. П. Белозерцева / под ред. И. Е. Булатникова, А. В. Репринцева. М. : АИРО-XXI, 2015. С. 11–27.

Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения / О. А. Браун [и др.] // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. № 30. С. 15–29.

Донцов Д. А., Донцова, М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 34–42.

Жуматаева М. С., Бапаева М. К., Шайжанова К. У. Психологические и психофизиологические особенности студентов // Современные инновации. 2016. № 5 (7). С. 76–78.

Зимняя И. А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург : [б. и.], 2019. С. 36–47.

Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования / М. С. Ясницкий [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2 (74). С. 131–140.

Казакова Г. М. Конструктивистский подход к изучению идентичности // Российская идентичность в региональном измерении. Сыктывкар : Сыктывкар. гос. ун-т им. Питирима Сорокина, 2021. С. 14–18.

Кон И. С. Открытие «Я». М. : Политиздат, 1978. 367 с.

Костяк Т. В. Идентификационные стратегии российских студентов // Психологические исследования. 2009. Т. 2, № 6. С.1–11.

Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М. : Юстицинформ, 2009. 408 с.

Мещерякова И. Н., Демец, Е. Г. Особенности психологической адаптации студентов первокурсников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–4. С. 276–279.

Рукина И. М., Филатов В. В. Роль фундаментальных ценностей в общественном развитии // Микроэкономика. 2017. № 4. С. 107–116.

Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб. : Речь, 2006. 176 с.

Садохин А. П. Дискурсивные формы восприятия в межкультурной коммуникации // Коммуникология. 2014. № 6. С. 46–61.

Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания // Вестник ТГПУ. 2005. Вып. 1 (45). С. 13–17.

Серый А. В., Яницкий М. С., Браун О. А. Смысловая обусловленность структуры Яконцепции студенческой молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 597–607.

Солдатова Г. У., Рыжова С. В. Типы этнической идентичности // Психодиагностика толерантности личности. М. : Смысл, 2008. С. 140–146.

Соловьева Е. Е., Попова С. И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник ПСТГУ. 2020. № 4. С. 20–34.

Фрейджер Р. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-Пресс, 2004. 608 с.

Чухин С. Г., Чухина Е. В. Факторы и закономерности формирования идентичности личности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4 (7). С. 114–131.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Флинта [и др.], 2006. 352 с.

Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52.

Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1 (81). С. 194–206.

Benson J. E., Elder Jr. G. H. Young adult identities and their pathways: a developmental and life course model // Developmental psychology. 2011. Vol. 47, N 6. Р. 1646.

Best A. Youth identity formation: Contemporary identity work // Sociology Compass. 2011. Vol. 5, N 10. Р. 908–922.

Hristova L., Cekik, A. Hierarchy of identities in the Macedonian multicultural society: findings from a survey of student population // European Quarterly of Political Attitudes and Mentalities. 2016. Vol. 5. N 2. Р. 10–23.

Waterman A. S. Identity in young adulthood: Links with mental health and risky behavior // Journal of Applied developmental psychology. 2014. N 36. Р. 39–52.


Полная версия (русская)