«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 44

Личностные предикторы профессиональной продуктивности педагогов дошкольного образования

Автор(ы)
И. М. Кыштымова, К. Н. Леонтьева
Аннотация
Представлены результаты исследования взаимосвязи профессиональной продуктивности работников детского сада с их креативностью и жизненными ценностями. Описана структура профессиональной продуктивности педагогов, обоснованы критерии ее экспертной оценки. В исследовании приняли участие 50 педагогов муниципальных детских садов и 9 экспертов. Обнаружено, что когнитивный и эстетический компоненты продуктивности выше у педагогов с более выраженным уровнем креативности; при этом вербальная креативность имеет отрицательную взаимосвязь с коммуникативным компонентом продуктивности, что объясняется профессиональной реализацией работника детского сада в детском речевом дискурсе. Выявлено, что жизненные ценности педагога являются фактором, связанным с когнитивным компонентом его профессиональной продуктивности, и их вклад в показатели продуктивности работников детского сада значителен
Об авторах

Кыштымова Ирина Михайловна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования и развития личности, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: info@creativity.ru

Леонтьева Ксения Николаевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 128», Россия, 664046, г. Иркутск, бульвар Постышева, 25а, e-mail:13kseniya5@mail.ru

Ссылка для цитирования
Кыштымова И. М., Леонтьева К. Н. Личностные предикторы профессиональной продуктивности педагогов дошкольного образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 44. С. 14–28. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.44.14
Ключевые слова
педагог дополнительного образования, детский речевой дискурс, профессиональная продуктивность, вербальная креативность, образная креативность, жизненные ценности.
УДК
159.9.072.432
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.44.14
Литература

Барылкина Л. П., Остапенко Г. С. Проблемы введения и реализации ФГОС и Профессионального стандарта педагога // Перспективы науки и образования. 2015. № 1. С. 81–86.

Белинова Н. В., Курилкина Е. В. Предпосылки и психологические особенности развития креативности будущих педагогов дошкольного образования в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–2. С. 394–397.

Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 99–105.

Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 4. С. 80–98. https://doi.org/10.26907/esd15.4.09

Гладкова Ю. А., Соломенникова О. А. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации : монография. М. : АСОУ, 2019. 164 с.

Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М. : ИП РАН, 2006. 335 с.

Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР : в 2 т. / под. ред. Г. В. Осипова. М. : Мысль, 1966. Т. 2. С. 189–208.

Карпушина Л. В., Капцов А. В. Структура личностных ценностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2007. № 1. С. 61–67.

Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. 579 c.

Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 67–68.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 1999. 487 с.

Лукьянова М. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 1. С. 15–21.

Пилимон О. В. Выявление профессиональных компетенций воспитателей дошкольного образования и педагогов I ступени общего среднего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 53. С. 104–107.

Садовская Г. С. Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников // Вестник Адыгейского госуниверситета. Серия 3, Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 108–112.

Смолеусова Т. В. ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности // Вестник НГПУ. 2015. № 1. С. 7–17.

Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9–30.

Тарасюк Н. А., Ильина И. В., Петрищева Т. В. Формирование профессиональной готовности педагога дошкольного образования к реализации социально коммуникативного развития детей // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 4. С. 163–169.

Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб. : Речь, 2002. 480 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

Яфаева В. Г. Методология совершенствования профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования : монография. М. : Сфера, 2021. 195 с.

Assessing intercultural competence of engineering students and scholars for promoting academic mobility / R. Valeeva [et. al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. N 917. Р. 815–825.


Полная версия (русская)