«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 41

Экспертные методы оценки психологической компетентности руководителей: возможности и ограничения

Автор(ы)
Т. А. Терехова, Л. Л. Михайлова
Аннотация
Исследование основано на комплексности построения оценочных процедур. Обоснована необходимость такого подхода для повышения валидности и надежности полученных данных. Диагностика компетентности осуществлена на основании оценки ключевых компетенций, входящих в структуру компетентности, и компонентов компетентности, характеризующих ее с разных сторон. Результаты исследования показали, что психологическая компетентность руководителей имеет сложную интегральную структуру, которая не зависит от пола, уровня образования, типа предприятия, опыта руководства. В заключение дана оценка экспертным методам диагностики компетентности.
Об авторах

Терехова Татьяна Александровна, доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса,1, e-mail: terehovata@mail.ru

Михайлова Людмила Леонидовна, директор по персоналу ООО «КремНаш», Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Чудотворская, 1/1, e-mail: consultant_ps@rambler.ru

Ссылка для цитирования
Терехова Т. А., Михайлова Л. Л. Экспертные методы оценки психологической компетентности руководителей: возможности и ограничения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 41. С. 74–85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.41.74
Ключевые слова
ассесмент-центр, экспертные методы диагностики, психологическая компетентность, компетенции, оценка компетентности, валидность и надежность методов, компоненты компетентности, содержание компетентности.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.41.74
Литература

Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М. : Логос, 2011. 288 с.

Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 85 с.

Гуревич А. М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. СПб. : Речь, 2005. 235 с.

Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

Маничев С. А. Методы диагностики профессионально важных качеств менеджеров //Психология менеджмента / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : СПбГУ, 2000. С. 243-280.

Михайлова Л. Л. Психологическая компетентность руководителя и методы ее формирования. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. 199 с.

Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб. : Питер, 2004. 539 с.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М. : Когито-центр, 2002. 396 с.

Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2001. 350 с.

Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.

Терехова Т. А., Михайлова Л. Л. Ассессмент-центр как метод оценки компетентности руководителя. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. 206 с.

Эденборо Р. Практическая психометрия. СПб. : Питер, 2003. 384 с.

Hunter J. E., Hunter R. Validity and utility of alternate predictors of job performance // Psychological Bulletin. 1984. № 96 (1). P. 72–98. https://doi.org/10.1037/0033-2909.96.1.72

Spencer L. M., McClelland D. C., Spencer S. M. Competency assessment methods. Boston : Hay-McBer Research Press, 1994. 29 p.


Полная версия (русская)