«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 40

О ресурсах здоровья педагогов школ-интернатов в условиях Арктики

Автор(ы)
В. В. Семикин, Т. Л. Попова, О. Ю. Межина, Р. А. Кочкин
Аннотация
Представлены результаты социально-психологического эмпирического исследования состояния здоровья педагогических работников Ямало-Ненецкого автономного округа. В ходе исследования были выявлены основные психосоматические нарушения, которые возникают в процессе профессионального педагогического труда в школах-интернатах Арктической зоны России. В обследованной выборке педагогов отмечены проявления психоэмоционального напряжения, стрессовых состояний, хронического утомления, истощения жизненных сил, профессионального выгорания. Статистический анализ полученных данных показал, что стрессовую нагрузку несет в себе трудовой фактор и фактор истощения жизненных сил, а синдром профессионального выгорания развивается в большей степени по типу «редукции личных достижений» и «эмоционального истощения».
Об авторах

Семикин Виктор Васильевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий, сектор социальных и психологических исследований научно-исследовательского отдела, Научный центр изучения Арктики, Россия, 629008, г. Салехард, ул. Республики, 20, e-mail: semikin_v@mail.ru

Попова Татьяна Леонтьевна, научный сотрудник, сектор социальных и психологических исследований научно-исследовательского отдела, Научный центр изучения Арктики, Россия, 629008, г. Салехард, ул. Республики, 20, e-mail: popova-nadym@yandex.ru

Межина Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, сектор социальных и психологических исследований научно-исследовательского отдела, Научный центр изучения Арктики, Россия, 629008, г. Салехард, ул. Республики, 20,e-mail: mezhinaolga@gmail.ru

Кочкин Руслан Алексеевич, старший научный сотрудник, сектор социальных и психологических исследований научно-исследовательского отдела, Научный центр изучения Арктики, Россия, 629008, г. Салехард, ул. Республики, 20

Ссылка для цитирования
О ресурсах здоровья педагогов школ-интернатов в условиях Арктики / В. В. Семикин, Т. Л. Попова, О. Ю. Межина, Р. А. Кочкин // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 86–95. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.86
Ключевые слова
стресс, социально-психологические факторы, здоровье, ресурсы жизнеспособности, саморегуляция, вегетативный баланс, работоспособность.
УДК
159.9.07
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.86
Литература

Богачева Т. Ю. Здоровье в системе жизненных ценностей современного специалиста : дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 173 с.

Вуколов Э. А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов Statistica и Excel. М. : Форум, 2008. 464 с.

Водопьянова Н. Е.. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009. 336 с.

Гадеева Г. Я.. Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы-интерната : доклад. URL: https://infourok.ru/doklad-proekt-zdorovesberegayushie-tehnologii-vvospitatelnom-processe-v-usloviyah-shkoly-internata-5510736.html (дата обращения: 30.04.2022).

Копина О. С., Суслова Е. А. Методика Экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения и его источников и выявления лиц, нуждающихся в получении психологической помощи: методические рекомендации для психологов и медицинских работников. URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-thepersonal-sphere/560-the-method-of-express-diagnostic (дата обращения: 12.01.2021).

Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности // Перспективы науки образования. 2019. № 2(38). С. 212–228. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.16

Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модификация восьми цветового теста Люшера : практикум по психодиагностике. СПб. : Речь, 2008. 112 с.

Удовенко С. О. Профессиональное здоровье учителя : доклад. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/01/07/professionalnoe-zdorove-uchitelya (дата обращения: 15.04.2022).

Цыганок И. И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера : метод. рук. СПб. : Речь, 2007. 264 с.


Полная версия (русская)