«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 31

Профессиональные предпочтения слабоуспевающих подростков с разным уровнем коммуникативной способности

Автор(ы)
И. Ю. Мурашова, А. А. Хрисанова
Аннотация

Актуальность исследования заключается в поиске результативных путей оказания психологической помощи слабоуспевающим подростками в их профессиональном самоопределении. Приводятся результаты сопоставительного анализа профессиональных склонностей и уровня коммуникативной способности слабоуспевающих обучающихся 8–9-х классов общеобразовательной школы. Установлено, что степень выраженности профессиональных предпочтений слабоуспевающих подростков зависит от уровня их коммуникативной способности. На базе полученных в ходе исследования сведений предложены рекомендации по совершенствованию психолого-педагогической профориентационной работы, основанные на дифференцированном подходе к формированию профессионального и личностного самоопределения слабоуспевающих подростков в зависимости от уровня их коммуникативных способностей.

Об авторах

Мурашова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: irinangarsk@yandex.ru 

Хрисанова Альбина Андреевна, студент, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: xrisanovaalbina@gmail.com

Ссылка для цитирования

Мурашова И. Ю., Хрисанова А. А. Профессиональные предпочтения слабоуспевающих подростков с разным уровнем коммуникативной способности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 31. С. 96–105. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.96

Ключевые слова
слабоуспевающие подростки, профессиональное самоопределение, степень выраженности профессиональных предпочтений (склонностей), коммуникативная способность
УДК
37.015.3 +159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.96
Литература

Андреенко О. А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ // Перспективы науки и образования. 2018. № 2. С. 124–128.

Аплашова В. Ж. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при выборе профессии // Вестник АГПА. 2013. № 17. С. 80–83. 

Жамбеева З. З. Коммуникативные способности как фактор личностного и профессионального самоопределения: дисс. ... канд. психол. наук. Тверь, 2005. 173 с.

Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 125 с.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2010. 304 с.

Макарова Н. Г. О понятии коммуникативных и организаторских способностях современной личности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2003. № 6. С. 38-41.

Медникова А. А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков // Вестник ТГПУ. 2009. № 2. С. 120-123.

Мурашова И. Ю. Проблема оценки личностных результатов образования младших школьников с легкой умственной отсталостью // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65), ч. 2. С. 122–125.

Мурашова И. Ю. Актуальные вопросы организации работы современного психолого-медико-педагогического консилиума // Педагогика и психология образования. 2018. № 3. С. 114–127. 

Николаева Н. В. Коммуникативная способность подростка как фактор профессионального самоопределения // Сибирский педагогический журнал. 2002. № 7. С. 242–247.

Подборецкая Е. О. Сложности выбора профессии у старшеклассников и их профессиональные предпочтения // Лучшая научная статья 2017 : сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конкурса : в 2 ч. Пенза, 2017. С. 175–179.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2008. 320 с.

Пряжникова Е. Ю., Егоренко Т. А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 111-122.

Психология общения. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / под общ. ред. А. А. Бодалева. М. : Когито-Центр, 2011.
URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/ psychology-of-communication/fc/slovar-196-2.htm#zag-144 (дата обращения: 20.11.2019).

Регуш Л. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. СПб. : Питер, 2011. 416 с. 

Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М. : Генезис, 2006. 124 с.

Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.


Полная версия (русская)