«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2018. Том 26

Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов

Автор(ы)
М. М. Кашапов, И. В. Серафимович
Аннотация

Представлены результаты эмпирических исследований процесса профессионализации на довузовском, вузовском, послевузовском этапах. Профессионализация рассматривается с позиции формирования профессионального мышления, в том числе его надситуативной составляющей. Впервые надситуативность обоснована в качестве ресурса реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта. Показано, каким образом надситуативность как ресурс способствует реализации творчества, саморазвития. Продемонстрировано, что умение оценивать проблемную ситуацию с позиций целостного надситуативного контекста повышает качество психологического консультирования. Описана перспектива применения полученных результатов для разработки и практического внедрения инновационных образовательных проектов, направленных на повышение эффективности профессионализации психологов при обучении в вузе и при осуществлении профессиональной деятельности.

Об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор, заведующий, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: smk007@bk.ru 

Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, проректор, Институт развития образования Ярославской области, Россия, 150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16, e-mail: iserafimovich@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Кашапов М. М., Серафимович И. В. Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 26. С. 63–76. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.26.63

Ключевые слова
мышление, надситуативное профессиональное мышление, проблемные ситуации, профессионализация, ресурcность мышления, ресурс, психологическое консультирование, психологи
УДК
159.99+316.6
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.26.63
Литература

Адушева Ю. А., Кашапов М. М. Особенности творческого профессионального мышления психолога // Проблемы совершенствования высшего психологического образования / под ред. А. В. Карпова. Ярославль, 2004. С. 29–46.

Аминов Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 5. С. 104–109.

Асмолов А. Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образоват. панорама. 2016. № 1. С. 6–8. 

Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / отв. ред. А. А. Крылов, Н. В. Кузьмина. Л., 1985. Вып. 5. С. 72–77.

Гречнева Ю. Б., Огородова Т. В., Кашапов М. М. Особенности взаимосвязи творческого мышления и мотивации достижения учащихся профильных классов // Ярослав. психол. вестн. М. ; Ярославль : Рос. психол. о-во, 2004. Вып. 15. С. 157–160.

Гришина Н. В. Онтопсихология и психология человеческого бытия // Психология субъекта и психология человеческого бытия : монография / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар : Кубан. гос. ун-т. 2010. С. 273–291.

Завьялова О. Ю., Огородова Т. В., Кашапов М. М. Особенности творческого мышления школьников и студентов в контексте профилизации обучения и профессионализации // Ярослав. психол. вестн. М. ; Ярославль : Рос. психол. о-во, 2004. Вып. 15. С. 160–161.

Кашапов М. М. Акмеологические и психологические механизмы творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода // Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры : материалы Междунар. конгресса (г. Кострома, 17–18 окт. 2008 г.) / отв. ред., сост. Н. П. Фетискин, А. Л. Журавлев. М. ; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. С. 165–170.

Кашапов М. М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя // Тр. Ярослав. методол. семинара (методология психологии). / под ред. В. В. Новикова (гл. ред.), И. Н. Карицкого, В. В. Козлова, В. А. Мазилова. Ярославль : МАПН, 2003. Т. 1. С. 168–186.

Кашапов М. М. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации как средство реализации ментальных ресурсов // Методология современной психологии. 2016. Вып. 6. С. 71–92.

Кашапов М. М. Характеристики надситуативности в творческом мышлении психолога // Человеч. фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007. № 4. С. 107–115.

Кашапов М. М. О некоторых проблемах социальной адаптации школьного психолога в педагогическом коллективе // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. Ярославль : ЯрГУ, 1991. С. 35–41.

Кашапов М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сиб. психол. журн. 2005. № 22. С. 135–140.

Кашапов М. М. Особенности творческого профессионального мышления психолога-консультанта // Ярослав. психол. вестн. М. ; Ярославль : Рос. психол. о-во, 2004. Вып. 14. С. 20–27.

Кашапов М. М., Серафимович И. В., Огородова Т. В. Метакогнитивное обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. 2015. Т. 157, кн. 4. С. 189–202.

Кашапов М. М., Киселева Т. Г., Коточигова Е. В. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // Социальный психолог. 2003. № 1 (5). С. 39–44. 

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М. : Акад. проект, 1999. 240 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.

Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психол. исслед. 2015. Т. 8, № 40. С. 2. 

Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. С. 107–130.

Метакогнитивные основы конфликтной компетентности : монография / науч. ред. М. М. Кашапов. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 428c.

Митина Л. М., Анисимова О. А., Митин Г. В. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учеб. пособие. М. : Академия, 2005. 368 с. 

Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала : учеб. пособие. Ярославль : ЯГПУ, 2000. 98 с.

Серафимович И. В. К вопросу о показателях интегрированности метакогнитивных процессов и социально-психологических особенностях профессионализации субъекта (на примере анализа видеоматериалов этапа кейса областного конкурса «педагог-психолог года») // Психология обучения. 2017. № 4. С. 91–105. 

Серафимович И. В. Метакогнитивные процессы в профессионализации психологов в условиях конкурса профмастерства как вида социального движения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 3 (16). С. 304–309.

Серафимович И. В., Сафарова Н. А.Современное направление повышения профессиональной компетентности педагогов – участие в конкурсном движении // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ярославль, 19–21 нояб. 2013 г.) / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль : Канцлер, 2013. С. 338–340.

Тихомиров О. К. Психология мышления. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.

Хухлаева О. В., Кядикова Е. А. Структура деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом // Справ. педагога-психолога. М. : МЦФЭР, 2014. № 12. С. 4–11.

Шубина Е. В. Динамика профессионально важных качеств учителей начальных классов на разных стадиях профессионализации : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 163 с.

Demerouti E., Bakker A. B., Nachreiner F., Schaufeli W. B. The job demands-resources model of burnout // Journal of Applied psychology. 2001. Vol. 86, N 3. P. 499–512.

Hobfoll S. E. Personality and social resources in immediate and continued stress resistance among women // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. N 52. P. 18–26.

Kashapov M.M., Serafimovich I. V., Poshekhonova Y. V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking [Электронный ресурс] // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. 10 (1). P. 80–94. URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/index.php?article=5883. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2017.0106.


Полная версия (русская)