«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2018. Том 25

Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения

Автор(ы)
И. С. Морозова, А. Е. Каргина
Аннотация

Рассматривается проблема выявления особенностей развития эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения. Описана структура эмоционального интеллекта, включающая когнитивный, регуляторный и поведенческий компоненты. Рассмотрены содержательные характеристики эмоционального интеллекта студентов различных направлений подготовки. Раскрыты особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте. Описана программа развития эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения. Доказано наличие позитивных изменений параметров эмоционального интеллекта в результате воздействия: возрастает способность адекватно распознавать и понимать эмоции других людей, снижается демонстративность в проявлении собственных переживаний, возрастает способность саморегуляции в эмоционально напряженных ситуациях.

Об авторах

Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, профессор, директор, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: ishmorozova@yandex.ru 

Каргина Анастасия Евгеньевна, аспирант, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: nstsjkrgn@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Морозова И. С., Каргина А. Е. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 25. С. 76–88. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.76

Ключевые слова
эмоциональный интеллект, психолого-педагогическое сопровождение, юношеский возраст, студенты
УДК
159.92:378-057.875
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.76
Литература

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.

Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта // Отдел кадров. 2012. № 8. С. 98–100.

Данилова Н. А., Морозова И. С. Содержательные характеристики структуры эмоционального интеллекта на различных возрастных этапах // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 308–315.

Деревянко С. П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов [Электронный ресурс] // Инновац. Образоват. технологии. 2007. № 1. URL: http://elibrary.miu.by/journals!/item.iot/issue.9/article.12.html (дата обращения: 19.05.2016).

Дубровина И. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. М. : Академия, 2003. 368 с.

Жилина Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. Спецвып. № 5. URL: http://e-koncept.ru/2013/13543.htm (дата обращения: 15.02.2016).

Кобышева Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Науч. мнение. 2013. № 4. С. 142–145.

Люсин Д. В., Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. М. : Ин-т психологии РАН, 2009. 351 с.

Манойлова М. А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ // Пед. диагностика. 2007. № 3. С. 95–109.

Мэйер Дж., Сэловей П., Карузо Д. Эмоциональный интеллект. М. : Ин-т психологии РАН, 2010. 146 с.

Панкова Т. А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 189 с.

Пантелеева Т. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск, 2015. С. 19–25.

Першина А. В., Соловьева А. В. К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 703–704.

Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 352 с.


Полная версия (русская)