«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 20

Эмпирическая модель межкультурной коммуникативной компетентности личности

Автор(ы)
Т. А. Терехова, О. Б. Большакова
Аннотация

Проведено эмпирическое исследование межкультурной коммуникативной компетентности (МКК) личности. На первом этапе исследования осуществлялся анализ факторной структуры межкультурной коммуникативной компетентности личности. В результате факторизации были выделены следующие группы факторов, детерминирующих сущность МКК: «толерантность», «этническая идентичность», «эмоциональный и коммуникативный потенциал личности», «коммуникативная установка», «самоконтроль». Второй этап был посвящен построению структурной модели МКК. На третьем этапе исследования проводился конфирматорный факторный анализ модели МКК. На заключительном этапе была осуществлена коррекция структурной модели, а также содержательная интерпретация модели межкультурной коммуникативной компетентности личности.

Ключевые слова
межкультурная коммуникативная компетентность личности, толерантность, этническая идентичность, эмоциональный и коммуникативный потенциал личности, коммуникативная установка, самоконтроль
УДК
159.922.4
Литература

1. Большакова О. Б. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности (часть 2) / О. Б. Большакова, Т. А. Терехова // Психология в экономике и управлении. – 2012. – № 1. – С. 87–97.

2. Наследов А. Д. IBM SPSS 20 statistics и AMOS (профессиональный статистический анализ данных) / А. Д. Наследов. – СПб. : Питер, 2014. – 413 с.

3. Bennett M. J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity / M. J. Bennett // International Journal of Intercultural Relations. – 1986. – N 10. – P. 179–196.

4. Spitzberg B. A Мodel of Intercultural Communication Competence. International / B. Spitzberg // Journal of Intercultural Relations. – 2000. – N 10. – P. 380–392.

5. Deardorff D. K. (). Identification and assessment of intercultural competence as astudent outcome of internationalization / D. K. Deardorff // Journal of Studies in Intercultural Education. – 2006. – N 10. – Р. 241–266.

6. Fantini A. E. Language, culture, and world view: Exploring the nexus / A. E. Fantini // International Journal of Intercultural Relations. – 1995. – N 19. – P. 143–153.

7. J. R. Gullahorn (1962). An extension of the U-curve hypothesis / J. R. Gullahorn, J. E. Gullahorn // Journal of Social Issues. – 1962. – N 3. – P. 33–47.

8. Howard Hamilton M. F. Promoting multicultural education: A holistic approach / M. F. Howard Hamilton, B. J. Richardson, B. Shuford // College Student Affairs Journal. – 1998. – N 18. – P. 5–17.

9. Hammer M. R. Behavioral dimensions of intercultural effectiveness: A replication and extension / M. R. Hammer // International Journal of Intercultural Relations. – 1987. – N 11. – P. 65–88.

10. Kupka B. The Rainbow Model of Intercultural Communication Competence: A Review and Extension of Existing Research / B. Kupka, A. Everett, S. Wildermuth // Intercultural Communication Studies. – 2007. – Vol. 16, Iss. 2. – P. 18–36.

11. Deardorff D. K. The Sage Handbook of Intercultural Competence / D. K. Deardorff. – Los Angeles : SAGE Publications, Inc., 2009. – 559 р.

12. Gudykunst B. W. Handbook of international and intercultural communication / B. William. Gudykunst, B. Moody. – Thousand Oaks, CA : Sage, 2002. – 606 р.


Полная версия (русская)