«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2015. Том 13

Динамика идентичности в подростковом возрасте

Автор(ы)
М. Ю. Кузьмин
Аннотация
Анализируются особенности динамики идентичности подростков различного пола. При помощи методик «Семантический дифференциал» на выборке 302 человек показано, что существуют как гендерные, так и возрастные особенности, определяющие динамику идентичности. В целом девочки оценивают себя выше мальчиков. Наоборот, мальчики считают себя более «сильными» для мальчиков ценность всего, что связано с «силой», значит больше, чем для девочек. К среднему и старшему подростковым возрастам значимость такой оценки снижается. Кроме того, оказалось, что, хотя динамика факторов методики «Семантический дифференциал» различается у мальчиков и девочек, однако относительно друг друга (внутренний фактор) они остаются неизменными.
Ключевые слова
идентичность, социальная идентичность, кризис идентичности, подростки
УДК
159.923.2
Литература

1. Абдуллаева М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М. М. Абдуллаева // Психол. журн. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 86–95.

2. Банников Г. Антивитальные переживания и аутоагрессивные формы поведения подростка с «диффузной идентичностью» / Г. С. Банников, К. А. Кошкин // Психол. наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 31–40.

3. Беляева Е. В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. В. Беляева. – Курск, 2005. – 27 с.

4. Богданова Н. А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников : дис. … канд. психол. наук / Н. А. Богданова. – Тула, 2000. – 172 с.

5. Гармаева Т. В. Особенности этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе [Электронный ресурс] // Психол. исслед. : электрон. науч. журн. – 2010. – № 2(10). – URL: http://psystudy.ru.

6. Иванова Н. Л. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности / Н. Л. Иванова, Е. В. Кулаева // Вопр. психологии. – 2011. – № 1. – С. 106–115.

7. Иванова Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопр. психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93

8. Калинина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков / О. Г. Калинина, Е. Б. холмогорова // Вопр. психологии. – 2007. – № 1. – С. 15–26

9. Коротаева А. И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников / А. И. Коротаева // Ярослав. пед. вестн. Психол.-пед. науки. – 2011. – Т. 4, № 4. – С. 241–244.

10. Кузьмин М. Ю. Различия в Я-концепции у учащихся 3-4 класса, обучающихся по традиционной программе и по ФГОС нового поколения / М. Ю. Кузьмин // Сиб. пед. журн. – 2014. – № 3. – С. 175–179.

11. Микляева А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 118 с.

12. Перегудина В. А. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук / В. А. Перегудина. – Белгород, 2011. – 23 с.

13. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма / В. Ф. Петренко. – М. : Нов. хронограф, 2010. – 440 c.

14. Петренко В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. – СПб. : Питер, 2005. – 480 с.

15. Савина О. О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. О. Савина. – М., 2003. – 28 с.

16. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых : монография / В. Л. Ситников. – СПб. : Химиздат, 2001. – 288 с.

17. Трофименко Г. С. Изучение особенностей становления личностной идентичности современных подростков / Г. С. Трофименко // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 4. – С. 278–286.

18. Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности детей и подростков в условиях современного российского общества / Н. Ю. Флотская // Экология человека. – 2004. – № 5. – С. 37–40.

19. Carroll E. Identity, grief and self-awareness after traumatic brain injury / E. Carroll, R. Coetzer // Neuropsychological Rehabilitation. – 2011. – N 21(3). – P. 289–305.


Полная версия (русская)