«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 18

Стрессоустойчивость как фактор профессиональной самореализации молодых педагогов

Автор(ы)
А. В. Микляева, С. А. Безгодова
Аннотация
Представлены результаты исследования особенностей профессиональной самореализации молодых педагогов, отличающихся разным уровнем стрессоустойчивости. В качестве эмпирического референта профессиональной самореализации рассматривается стиль педагогической деятельности как интегративный показатель личностных особенностей, а также профессиональных умений и навыков молодых педагогов. Результаты исследования показали, что для молодых педагогов с относительно высоким уровнем стрессоустойчивости, в сравнении с их менее стрессоустойчивыми коллегами, характерны более продуктивные стили педагогической деятельности. Полученные в ходе исследования результаты позволяют рассматривать стрессоустойчивость как важный фактор профессиональной самореализации на начальных этапах педагогической деятельности.
Ключевые слова
педагогическая деятельность, профессиональная самореализация, профессиональный стресс, стрессоустойчивость, молодые педагоги
УДК
159.923
Литература

1. Акимова М. Н. Модели педагогического общения / М. Н. Акимова, А. А. Илькухин // Самопознание – путь профессионального становления учителя. – Самара, 1994. – С. 36–41.

2. Анашкина А. П. Стрессоустойчивость как фактор подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками [Электронный ресурс] / А. П. Анашкина, Н. А. Доронина // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id = 8850 (дата обращения: 11.04.2016).

3. Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А. А. Баранов. – Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1997. – 108 с.

4. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н. И. Бережная // Ежегодник Рос. психол. об-ва : материалы 3-го Всерос. съезда психологов. 25–28 июня 2003 г. В 8 т. Т. 1. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – С. 453–457.

5. Газиева М. З. Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения / М. З. Газиева // Вестн. ПГЛУ. – 2008. – № 4. – С. 317–322.

6. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П. Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. – М., 1974. – С. 138–172.

7. Крюкова Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журн. практ. психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–112.

8. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. – 2000. – № 3. – С. 4–21.

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1999. – Кн. 2. – 384 с.

10. Черникова А. А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. А. Черникова. – Барнаул, 2009. – 24 с.

11. Щелина Т. Т. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки / Т. Т. Щелина, В. А. Колясникова // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1774–1778.

12. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с.

13. Эккерман А. В. Стрессоустойчивость как современная характеристика личности педагога / А. В. Эккерман // Magister Dixit. – 2011. – № 1. – С. 252–257.


Полная версия (русская)