«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 22

Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности

Автор(ы)
М. М. Кашапов
Аннотация
Проведен обзор подходов, ориентированных на реализацию ментальных ресурсов субъекта. Представлено обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве метакогнитивного средства решения коммуникативных проблемных ситуаций. Обосновано использование метакогнитивных стратегий в контексте обнаружения надситуативной проблемности в решаемой проблемной ситуации. Описаны стадии реализации ментального ресурса субъекта. Показано, что в процедуре функционирования событийности особую роль играет механизм самопомощи, означающий нахождение в собственном опыте внутренней опоры, которая помогает совладать с возникающими затруднениями. На основании обобщения теоретических и эмпирических данных в качестве параметров поля позитивного функционирования события выделены субъективность, позитивность, ресурсность и конструктивность измерения, а также наполненность смыслами.
Ключевые слова
событийность, событийность мышления, ситуации, трансформации, события, профессионализация, социализация
УДК
159.9
Литература

1. Абульханова К. А. Личность как субъект деятельности / К. А. Абульханова // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия. – М. : ПерСе, 2007. – 855 с.

2. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – М. : Лабиринт, 2005. – 336 с.

3. Кашапов М. М. Творческое педагогическое мышление как психологический ресурс одаренного обучаемого / М. М. Кашапов // Психология и современное российское образование. Москва, 8–12 дек. 2008 г. : материалы 4-го всерос. съезда психологов образования России. – М., 2008. – С. 321–323.

4. Кашапов М. М. Ресурсность творческого мышления в условиях конфликтной ситуации / М. М. Кашапов // Актуальные проблемы психологии, социологии и управления : сб. науч. ст. / под ред. Г. С. Прыгина. – Набережные Челны, 2009. – С. 66–80.

5. Кашапов М. М. Творческое мышление как ресурс конфликтной компетентности профессионала / М. М. Кашапов // Вестн. интегратив. Психологии : журн. для психологов. – 2010. – Вып. 8. – С. 72–73.

6. Кашапов М. М. Творческое мышление профессионала как ресурс совладания / М. М. Кашапов // Психология совладающего поведения : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома, 2010. – С. 31–36.

7. Кашапов М. М. Событийность мышления как ресурс развития личности / М. М. Кашапов // Психолого-педагогические аспекты жизненного самоопределения личности : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. В. Плаксиной. – Владимир, 2013. – С. 9–30.

8. Кашапов М. М. Событийность мышления как ресурс конструктивной конфликтности личности / М. М. Кашапов // Психология конструктивной конфликтности личности : монография / под ред. А. В. Карпова, М. М. Кашапова. – Ярославль, 2013. – С. 44–63.

9. Кашапов М. М. Событийность мышления как ресурс жизненного самоопределения / М. М. Кашапов // Жизненное самоопределение: ступени роста : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. В. Плаксиной. – Владимир, 2014. – С. 20–31.

10. Кашапов М. М. Метакогнитивные ресурсы преподавателя как субъекта образования / М. М. Кашапов, Ю. В. Пошехонова // Безопасность и развитие личности в образовании : материалы II всерос. науч.-практ. конф. г. Таганрог, 14–16 мая 2015 г. – Ростов н/Д, 2015. – С. 94–97.

11. Кашапов М. М. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации как средство реализации ментальных ресурсов / М. М. Кашапов // Методология современной психологии. Вып. 6 / под ред. В. В. Козлова, А. В Карпова, В. А. Мазилова, В. Ф. Петренко. – М. Ярославль, 2016. – С. 71–92.

12. Кашапов М. М. Конфликт как ресурсный предиктор реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, М. Е. Лоскутова // Социальный мир человека. – Вып. 6 : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». 14–16 апр. 2016 г. / под ред. Н. И. Леонова. – Ижевск, 2016. – С. 285–289.

13. Коточигова Е. В. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога / Е. В. Коточигова, Т. Г. Киселева, М. М. Кашапов // Соц. психология. – 2003. – Вып. 1(5). – С. 39–44.

14. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Обухова. – М. : Академия, 2007. – 288 с.

15. Панов В. И. Экопсихология: Парадигмальный поиск / В. И. Панов. – М. СПб. : Психол. ин-т РАО : Нестор-История, 2014. – 304 с.

16. Сериков В. В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества / В. В. Сериков // Образование и наука. – 2015. – № 7. – С. 4–23.


Полная версия (русская)