«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 22

Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект

Автор(ы)
М. М. Кашапов, Г. Л. Шаматонова
Аннотация
Рассмотрены особенности трансформирования ситуации в акме-событие. Обосновано, что в значительной мере данный процесс обусловлен выявлением и реализацией ресурсных опорных точек личности профессионала. Данные точки характеризуются новыми возможностями, раскрытие которых дает дополнительный импульс для трансформации обыденной ситуации в знаковое событие. Благодаря таким действиям условия ситуации становятся средствами ее конструирования, позитивного изменения. Впервые описаны закономерности целостной организации процессов профессионального мышления преподавателя. Установлено, что оптимальность профессиональных решений в большей мере обусловлена не автономными влияниями со стороны отдельных компонентов профессионального мышления, а синергетической их связью и эффективностью взаимодействия, которое определяется закономерностями как повторяющимися связями и отношениями между компонентами мышления.
Ключевые слова
ресурсность мышления, акме-события, ресурс, мышление, копинг-ресурс
УДК
159.9
Литература

1. Активные методы обучения студентов : практ. рук. / отв. за вып.: И. М. Лоханина, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 118 с.

2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 527 с.

3. Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стрессов / Т. Ю. Иванова // Психология. – 2013. – Т. 10, № 3. – С. 119–135.

4. Кашапов М. М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя / М. М. Кашапов // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Т. 1 / под ред.: В. В. Новикова (гл. ред.), И. Н. Карицкого, В. В. Козлова, В. А. Мазилова. – Ярославль : МАПН, 2003. – С. 168–186.

5. Кашапов М. М. Акмеология : учеб. пособие / М. М. Кашапов. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с.

6. Кашапов М. М. Специфика метакогнитивного подхода к пониманию конфликтной компетентности / М. М. Кашапов // Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. М. М. Кашапова. – Ярославль, 2012. – С. 13–104.

7. Кашапов М. М. Событийность мышления как ресурс жизненного самоопределения / М. М. Кашапов // Жизненное самоопределение: ступени роста : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. В. Плаксиной. – Владимир, 2014. – С. 20–31.

8. Кашапов М. М. Метакогнитивное обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович, Т. В. Огородова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – Т. 157, кн. 4. – С. 189–202.

9. Кашапов М. М. Метакогнитивные ресурсы преподавателя как субъекта образования / М. М. Кашапов, Ю. В. Пошехонова // Безопасность и развитие личности в образовании : материалы II всерос. науч.-практ. конф. г. Таганрог, 14–16 мая 2015 г. – Ростов н/Д, 2015. – С. 94–97.

10. Кашапов М. М. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации как средство реализации ментальных ресурсов / М. М. Кашапов // Методология современной психологии. – 2016. – Вып. 6. – С. 71–92.

11. Кашапов М. М. Конфликт как ресурсный предиктор реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, М. Е. Лоскутова // Соц. мир человека. – 2016. – Вып. 6. – С. 285–289.

12. Кашапов М. М. Кристаллизация отношения профессионала в контексте конструирования событий / М. М. Кашапов // Психология отношения к жизнедеятельности: проблемы и перспективы : тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. г. Владимир, 10–13 июля 2016 г. – М. Владимир, 2016. – С. 25–31.

13. Кашапов М. М. Протестный потенциал как средство реализации ментальных ресурсов продуктивной конфликтности личности / М. М. Кашапов // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования : материалы III Междунар. симп. Москва, 20–21 окт. 2016 г. – М., 2016. – С. 226–232.

14. Креативность как ключевая компетентность педагога : монография / под ред. М. М. Кашапова, Т. Г. Киселевой, Т. В. Огородовой. – Ярославль : Индиго, 2013. – 392 с.

15. Коваленко Н. П. Ресурсная психотерапия [Электронный ресурс] / Н. П. Коваленко. – URL: http://ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php?p=2737.

16. Марков В. Н. Ресурсный подход к психодиагностике: основные принципы / В. Н. Марков // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. – 2010. – № 4. – С. 5–10.

17. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журн. социологии и соц. антропологии. – 1998. – Т. 1, № 2. – С. 100–109.

18. Общая психология : учебник / под ред. В. Д. Шадрикова. – М. : Юрайт, 2015. – 420 с.

19. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности / Г. В. Ожиганова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2016. – 282 с.

20. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс пер. с англ. М. М. Исениной. – М. : Прогресс : Универс, 1994. – 479 с.

21. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

22. Фромм Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм. – М. : Смысл, 1995. – 238 с.

23. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды : дис. … д-ра психол. наук / С. А. Хазова. – Кострома, 2014. – 540 с.

24. Цецорина Т. А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода : дис. … канд. пед. наук / Т. А. Цецорина. – Белгород, 2002. – 172 c.

25. Folkman S. Coping as a mediator of emotion / S. Folkman, R. Lazarus // Journal of Personality and Social Psychology. – 1988. – N 54. – Р. 466–475.

26. Hobfoll S. E. Conservation of resources: a new attempt at conceptualizing stress / S. E. Hobfoll // American Psychologist. – 1989. – N 44 (3). – Р. 513–524.

27. Hobfoll S. E. Personality and social resources in immediate and continued stress resistance among women / S. E. Hobfoll, Y. Leiberman // Journal of Personality and Social Psychology. – 1987. – N 52. – P. 18–26.

28. Kashapov M. M. Suprasituational thinking as a means of Realization of mental Resource of a professional / M. M. Kashapov // Possibilities of Actualization of Human Mental Resources. Collection of scientific articles. Second International Scientific-Practical Seminar. On the 5–6 October 2015 / eds. J. Mikhailov, G. Ozhiganova International Higher School of Practical Psychology. – Riga, 2015. – P. 33–37.

29. Loevinger J. Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test / J. Loevinger. – Mahwah (NJ) : Law-rence Erlbaum, 1998. – 144 p.


Полная версия (русская)