«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 54

Психолого-педагогические факторы, механизмы и условия формирования адаптационной готовности студентов

Автор(ы)

М. В. Григорьева, Р. М. Шамионов, А. А. Шаров1

1Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Аннотация
Представлены результаты анализа психолого-педагогических факторов и условий формирования адаптационной готовности студентов. Выявлено, что психофизиологическая адаптационная готовность повышается, если педагоги ценят свободу как ценность, а проявление ценности чуткости снижает социально-психологическую адаптационную готовность. Отмечается, что заинтересованность педагогов работой, создание дружеской атмосферы, отсутствие напряжения, смелость в социальных контактах создают условия формирования готовности к быстрой адаптированности студентов. Подчеркивается, что психологопедагогическими условиями адаптационной готовности студентов являются дружеская атмосфера взаимодействия между педагогами и студентами, системная рефлексия, интроспекция, квазирефлексия, а также выраженность у педагогов на низком и среднем уровне сотрудничества, компромисса и приспособления как поведенческих стратегий в конфликтной ситуации.
Об авторах

Григорьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Педагогической институт Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 e-mail: grigoryevamv@mail.ru

Шамионов Раиль, Мунирович доктор психологических наук, профессор заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Педагогической институт Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 e-mail: shamionov@mail.ru

Шаров Алексей Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Педагогический институт Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 e-mail: sha555@mail.ru

Ссылка для цитирования
Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Шаров А. А. Психолого-педагогические факторы, механизмы и условия формирования адаптационной готовности студентов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 54. С. 3–21. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.54.3
Ключевые слова
адаптационная готовность, студенты, рефлексия, компоненты адаптационной готовности, психолого-педагогические условия, ценности
УДК
159.9:316.64
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.54.3
Литература
  1. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 10. С. 27. http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-10-27
  2. Ахмедова Э. М., Бакиева С. Д. Особенности психологического консультирования по проблемам стрессоустойчивости и социально-психологической адаптации студентовпервокурсников // Вестник Московской международной академии. 2023. № 1. С. 32–36. 
  3. Басюк В. С., Жуковский С. В. Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 72–87. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-72-87
  4. Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. № 1. С. 45–51. 
  5. Вагапова А. Р. Адаптационная готовность учащихся начальной школы и среднего звена в оценках участников образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. № 5. С. 77–82. 
  6. Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 56–61. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61
  7. Григорьева М. В. Модифицированная методика диагностики адаптационной готовности личности // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2025. № 1. С. 127– 143. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2025-1-127-143
  8. Григорьева М. В., Локаткова О. Н. Структура адаптационной готовности студентов и преподавателей университетов // Перспективы науки и образования. 2025. № 1. С. 530–539. https://doi.org/10.32744/pse.2025.1.33
  9. Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Методологические подходы к исследованию адаптационной готовности субъектов высшего образования // Известия Саратовского университета. 
  10. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 421–429. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-4-421-429
  11. Гумашвили И. Р., Булуева Ш. И. Условия социально-психологической адаптации студентов 1 курса // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 283–284. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-283-284
  12. Двойникова Е. Ю. Телесно-ориентированный тренинг дыхательной гимнастики для социально-психологической адаптации в образовательном процессе студентов, склонных к аутоагрессии // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 3. URL: https://mirnauki.com/PDF/125PSMN324.pdf (дата обращения: 02.10.2025). 
  13. Иванчин С. А. Динамика адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов // Пензенский психологический вестник. 2021. № 1 (16). С. 82–89. https://doi.org/10.17689/psy-2021.1.7
  14. Иванчин С. А., Константинов В. В. Особенности адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4. С. 78–83. 
  15. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. 416 с. Константинов В. В., Иванчин С. А. Теоретические основания изучения адаптационной готовности личности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. URL: https://mirnauki.com/PDF/87PSMN620.pdf (дата обращения: 02.10.2025). 
  16. Ладыкина Т. А. Морально-психологический климат как фактор социальной адаптации студентов-юристов к образовательной среде вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 4–3 (91). С. 203–209. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-4-3-203-209
  17. Леонтьев. Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. : Смысл, 1992. 17 с. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135. 
  18. Логвинова М. И. Исследование психологических аспектов адаптации студента к обучению в вузе в условиях приграничного региона // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2025. № 1 (73). С. 325–330. URL: http://apimag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/5680 (дата обращения: 02.10.2025).
  19. Магомедова М. Г. Особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной направленности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 46–49. 
  20. Малышев И. В., Ручин В. А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 4. С. 355–361. 
  21. Поваренков Ю. П. Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 3. С. 200–205. 
  22. Суннатова Р. И. Субъектность педагога как субъекта универсальных учебных действий // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 312–328. https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.22
  23. Тарасова Л. Е. Психологическое сопровождение процессов адаптации первокурсников к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 142–145. 
  24. Ткаченко Н. С. Динамика учебной мотивации и адаптированности студентовпервокурсников к обучению в вузе // Аспирант. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 6. С. 14–17. 
  25. Усова Н. В. Трансформация адаптационной готовности личности в ситуации потери работы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 9. С. 453–457. 
  26. Федина Е. А., Латышева В. Л., Тимофеева Ю. Н. Преимущества и недостатки очного и онлайн психологического консультирования студентов в период адаптации в вузе // Педагогическое образование. 2024. Т. 5, № 6. С. 184–190. 
  27. Хмелькова О. В. Сравнительный анализ уровня сформированности структурных компонентов адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. С. 74–79. 
  28. Шамионов Р. М., Шаров А. А. Ситуационные и личностные факторы адаптационной готовности студентов // Перспективы науки и образования. 2024. № 5 (71). С. 606–619. https://doi.org/10.32744/pse.2024.5.35
  29. Шамионов Р. М., Шаров А. А. Роль адаптационной готовности и субъективной оценки ситуации в образовательной среде вуза в академической адаптации студентов // Психологическая наука и образование. 2025. Т. 30, № 1. С. 118–129. https://doi.org/10.17759/pse.2025300109 
  30. Шикина А. А., Соколов М. А., Живцов В. Ю. Адаптационная готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности: понятие и его содержание // Мир науки. Педагогика и психология. 2025. Т. 13, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/88PDMN225.pdf (дата обращения: 02.10.2025). 
  31. Шлыкова Е. В. Готовность к риску как адаптационный ресурс: субъективные оценки взрослого населения России // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 4. С. 61–77. https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8606
  32. Exploring the structure of college students' adaptability by using cross-lagged path analysis: the role of emotional adaptability / Sh. Ren [et. al.] // PsyCh Journal. 2023. Vol. 13, N 2. P. 276–286. 
  33. Ford J. D., King D. A framework for examining adaptation readiness // Mitigation and Adaptation Strategies for Global Change. 2015. Vol. 20. P. 505–526. https://doi.org/10.1007/s11027-013-9505-8
  34. Hirschi A., Valero D. Career adaptability profiles and their relationship to adaptivity and adapting // Journal of Vocational Behavior. 2015. Vol. 88. P. 220–229. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2015.03.010
  35. Hirschi A., Herrmann A., Keller A. C. Career adaptivity, adaptability, and adapting: A conceptual and empirical investigationn // Journal of Vocational Behavior. 2015. Vol. 87. P. 1–10. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2014.11.008 
  36. Johnston C. S. A systematic review of the career adaptability literature and future outlook // Journal of Career Assessment. 2016. Vol. 26. Is. 1. Lee A., Jung E. University students’ career adaptability as a mediator between cognitive emotion regulation and career decision-making self-efficacy // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.896492 
  37. Savickas M. L. Career adaptability: an integrative construct for life-span, life-space theory // The Career Development Quarterl. 1997. N 45. P. 247–259. 
  38. Savickas M. L. Career construction theory and practice // Career development and counseling: Putting theory and research to work. 2nd ed. / ed. by S. D. Brown, R. W. Lent. N. J. : Wiley, 2013. P. 147–183. 
  39. Savickas, M. L., Porfeli, E. J. Career adapt-abilities scale: construction, reliability and measurement equivalence across 13 countries // Journal of Vocational Behaviour. 2012. N 80. P. 661–673. http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.012



Полная версия (русская)