«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 49

Особенности развития социального интеллекта мальчиков и девочек в дошкольном возрасте

Автор(ы)
И. С. Морозова, А. К. Сиволапова
Аннотация
Рассмотрены теоретические подходы к проблеме развития социального интеллекта в работах отечественных и зарубежных авторов. На основании теоретического анализа сопоставлены интерпретации изучаемого феномена, обоснована возможность описания социального интеллекта как совокупности способностей, позволяющих осуществлять процесс межличностного взаимодействия и результативно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Показаны различия в проявлениях социального интеллекта у мальчиков и девочек на этапе дошкольного детства. Сделан вывод, что у девочек более развита способность определять базовые эмоции и управлять собственными эмоциями и чувствами, у мальчиков доминирует такой показатель эмоционального компонента, как эмоциональное благополучие. Отмечена тенденция к более выраженным проявлениям социального интеллекта у девочек.
Об авторах

Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, директор Института образования Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, просп. Советский, 75, корп. 3, e-mail: ishmorozova@yandex.ru

Сиволапова Анастасия Константиновна, преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, Институт повышения квалификации, Россия, 654041, г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 17, e-mail: cull1@mail.ru

Ссылка для цитирования
Морозова И. С., Сиволапова А. К. Особенности развития социального интеллекта мальчиков и девочек в дошкольном возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 49. С. 53–63. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.49.53
Ключевые слова
структура социального интеллекта, проявления социального интеллекта во взаимодействии, мальчики, девочки дошкольного возраста, содержательные характеристики компонентов социального интеллекта.
УДК
159.922.7
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.49.53
Литература

Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–113.

Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности : монография / под ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М. : Наука, 1979. С. 35–63.

Исаева И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2011. 27 с.

Корниенко А. В. Анализ понятия и структуры социального интеллекта в зарубежных и отечественных исследованиях // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2021. № 2 (36). С. 140–144.

Кудрявцева Н. А. Единство интеллекта : науч. отчет. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1995. 222 с.

Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995. Вып. 1, ч. 1. С. 48–61.

Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55.

Микляева Н. В. Социальный интеллект дошкольников: особенности развития // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 1–3.

Недвецкая Т. М. Различия социального интеллекта у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Вести БГПУ. Серия 1, Педагогика. Психология. Филология. 2012. № 2. С. 40–44.

Пожидаева В. М., Фархшатова И. А. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–3. С. 225. URL: https://clck.ru/3AH5Qy (дата обращения : 15.02.2024).

Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Журнал Высшей школы экономики. Серия: Психология. 2005. Т. 2, № 4. С. 94–101.

Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2024. 147 с.

Семаго Н. Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб. : Речь, 2005. 384 с.

Стернберг Р. Дж., Форсайт, Дж. Б. Практический интеллект. СПБ. : Питер, 2002. 272 с.

Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Ин-т психологии РАН, 2004. С. 11–28.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М. : Владос, 1995. 291 с. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.


Полная версия (русская)