«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 47

Характеристики психоречевого развития детей-сирот раннего возраста

Автор(ы)
С. Ю. Серебренникова, И. О. Соколова
Аннотация
Рассмотрены специфики психоречевого развития депривированных детей раннего возраста. Обобщены некоторые современные сведения по вопросам развития депривированных детей раннего и дошкольного возраста. Представлены данные изучения умственного и речевого развития детей-сирот 3–4-летнего возраста. Обозначены критерии оценки результатов и факторы, определяющие речевой и когнитивный статус детей данной категории. Обобщены количественные показатели сформированности разных компонентов речи детей и отмечены их различия в выделенных группах. Подробно описаны характеристики речи детей разного уровня; обозначены общие тенденции психоречевого развития в раннем возрасте; сформулированы рекомендации к коррекционно-логопедической работе с учетом реального речевого статуса детей. Основные положения и выводы исследования вносят вклад в содержание коррекционной работы с детьми в условиях дома ребенка.
Об авторах

Серебренникова Светлана Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: svetl.serebrennickova@yandex.ru

Соколова Ирина Олеговна, старший преподаватель, кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: sokolova_irythek@mail.ru

Ссылка для цитирования
Серебренникова С. Ю., Соколова И. О. Характеристики психоречевого развития детей-сирот раннего возраста // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 47. С. 86–95. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.47.86
Ключевые слова
психическая депривация; психоречевое развитие, психолого-педагогическая диагностика.
УДК
37.015.3+159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.47.86
Литература

Александрова Л. Ю. Речевые затруднения детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 121. С. 7–17.

Выродова И. А. Развивающее взаимодействие: опыт работы в доме ребенка // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. № 26.URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah26/razvivayushhee-vzaimodejstvie-opyit-rabotyi-v-dome-rebenka (дата обращения: 26.04.2023).

Герасименко Ю. В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. 110 с.

Громова О. Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 4. С. 56–65.

Забабурина О. С. Помогаева В. И. Психическое развитие детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 1. С. 372–376.

Ляксо Е. Е., Громова А. Д, Куражова А. В. Влияние материнской депривации и неврологических заболеваний на речевое развитие детей первых трех лет жизни // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 2. С. 102–113.

Максименко Е. Г. Роль матери на ранних этапах развития ребенка // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека : материалы Междунар. науч.- практ. конф. Донецк : Донец. нац. ун-т, 2020. С. 107–113.

Мухамедрахимов Р. Ж., Плешкова Н. Л. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология. 2008. № 2. С. 37–44.

Приходько О. Г. Левченко И. Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям. М. : Парадигма, 2018. 378 с.

Серебренникова С. Ю.Особенности речевой коммуникации депривированных дошкольников с речевой патологией // Научная жизнь. 2009. № 2. С. 128.

Стребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2–3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2001. № 4. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-4/metodicheskierekomendacii-k-psihologo-pedagogicheskomu (дата обращения: 01.12.2022).

Юрловская И. А., Абуталипова М. Р. Особенности речевого развития детей-сирот дошкольного возраста // Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск : Новая Наука, 2020. Т. 1. С. 17–21.


Полная версия (русская)