«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 43

Особенности когнитивного компонента «ресурса вовлеченности» студентов, имеющих различный образовательный опыт

Автор(ы)
Е. В. Павлова
Аннотация
Рассматривается авторская модель «ресурса вовлеченности» человека в пространство жизнеосуществления; обосновывается понимание когнитивного компонента «ресурса вовлеченности» как системы социальных представлений. Цель работы: на примере представлений студентов об образовательном пространстве (как пространстве жизнеосуществления) и «вовлекающих фигурах» (преподавателях) рассмотреть содержательные особенности когнитивного компонента «ресурса вовлеченности» студентов, имеющих различный образовательный опыт. Показывается, что, по мнению студентов, «образовательное пространство вуза» и «цифровое образовательное пространство» отличаются от идеального, степень идеализации последнего снижается по мере приобретения студентами опыта смешанного и дистанционного обучения. Выявляется, что наиболее значимы для обучающихся «логичность» образовательного пространства и «справедливость» преподавателей.
Об авторах
Павлова Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Амурский государственный университет, Россия, 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: katal75@mail.ru
Ссылка для цитирования
Павлова Е. В. Особенности когнитивного компонента «ресурса вовлеченности» студентов, имеющих различный образовательный опыт // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 43. С. 61–75. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.61
Ключевые слова
вовлеченность, «ресурс вовлеченности», социальные представления, образовательное пространство, преподаватель, студент.
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.61
Литература

Бызова В. М., Перикова Е. И. Психология метакогнитивизма: вызовы современности. СПб. : Скифия-принт, 2020. 140 с.

Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

Киселева Н. В. Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса // Психология и Психотехника. 2017. № 4. С. 74–81. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2017.4.24659

Киуру К. В. Управление вовлеченностью студентов в процесс обучения в условиях онлайн-образования : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. 81 с.

Климов И. А. Комплексное использование семантического дифференциала и контент-анализа открытых вопросов для изучения культурных феноменов // Социология: методология, методы, математические модели. 1998. № 10. С. 5–27.

Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск : Томский гос. ун-т, 2005. 174 с.

Литвинова Е. Ю., Киселева Н. В. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 2. С. 5–20. https://doi.org/10.17759/sps.2017080201

Лифанов А. Д., Рыжова А. А. Вовлеченность студенток в процесс физического воспитания в вузе как фактор сохранения и укрепления их здоровья // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 183–198. https://doi.org/10.17223/17267080/63/13

Лукьянов О. В., Дубинина И. А., Бредун Е. В. Аутентификация образовательных практик в дистанционном обучении // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 53–66. https://doi.org/10.17223/17267080/80/3

Малошонок Н. Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35–60. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-35-60

Онучин А. Изучение вовлечения // Вовлеченность : сб. ст. М. : ЭКОПСИ Консалтинг, 2014. С. 5–12

Павлова Е. В., Бадалян Ю. В., Смирнова С. В. Особенности «ресурса вовлеченности» студентов с разным академическим опытом // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 140–148. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.20

Павлова Е. В., Краснорядцева О. М. Ресурс вовлеченности как психологическая характеристика степени соответствия человека и образовательной среды // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 52–78. https://doi.org/10.17223/17267081/81/3

Павлова Е. В., Махова И. Ю. Представления об образованности как системное новообразование сознания: кросс-культурный аспект : коллективная монография / под общ. ред. Е. В. Павловой. Благовещенск : Амур. гос. ун-т, 2017. 286 с.

Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб. : Питер, 2005. 479 с.

Скриптунова Е. А. Методика расчета индекса вовлеченности персонала // Управление человеческим потенциалом. 2010. № 2(22). С. 96–108.

Темпоральные особенности студентов как когнитивные диагностические характеристики: контекст адаптивного образования / Е. В. Бредун [и др.] // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 1. С. 60–73. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.1.5

Щеглова И. А., Корешникова Ю. Н., Паршина О. А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264–289. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-264-289

Abric J-C. Central system, peripheral system: Their functions and roles in the dynamic of social representations // Papers on Soc. Representations. 1993. Vol. 2. P. 75–78.

Adolescent behavioral, affective, and cognitive engagement in school: Relationship to dropout / I. Archambault [et. al.] // Journal of School Health. 2009. Vol. 79, N 9. P. 408–415. https://doi.org/10.1111/j.1746-1561.2009.00428.x

Fredricks J. A., McColskey W. The measurement of student engagement: a comparative analysis of various methods and support self-report instruments // Handbook of research on student engagement / ed. by S. L. Christenson, A. L. Reschly, C. Wylie. Boston : Springer, 2012. P. 763–782. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-2018-7_37

Moscovisi S. The phenomena of social representations // Social representations / ed. by R. Farr, S. Moscovici. Cambridge : Cambridge University Press, 1984. P. 3–69.

Roberts J., McNeese M. N. Student involvement/Engagement in higher education based on student origin // Research in higher education journal. 2010. 11 p. URL: https://aabri.com/manuscripts/09346.pdf (data of access: 17.05.2022).

Saks A. M. Antecedents and Consequences of Employee Engagement // Journal of Managerial Psychology. 2006. Vol. 21, Iss. 7. P. 600–619. https://doi.org/10.1108/02683940610690169


Полная версия (русская)