«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 31

Особенности профессиональной идентичности студентов-первокурсников гуманитарных направлений

Автор(ы)
М. Ю. Кузьмин, И. А. Конопак, Е. И. Миронова, О. А. Осипенок
Аннотация

Анализируется проблема профессиональной идентичности у студентов гуманитарных направлений, только приступивших к обучению. Авторы сравнивают особенности идентичности тех из них, кто прекратил обучение по выбранному направлению, и тех, кто его продолжил. На выборке в 400 испытуемых при помощи методик «СЭИ-тест» Е. Л. Солдатовой, «Опросник кризисной идентичности» и «Двадцать утверждений» авторы показывают место профессионального компонента в системе идентичности таких студентов и особенности их связи с кризисом идентичности, равно как и с ее статусом. Оказалось, что для тех, кто прекратил обучение, профессиональная идентичность не имеет определенного статуса и не предполагает трансформации из-за кризиса, а у тех студентов, кто продолжил обучение, с самого его начала учебно-профессиональный аспект идентичности оказывается своеобразным эпицентром трансформационных процессов.

Об авторах

Кузьмин Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: mirroy@mail.ru 

Конопак Игорь Александрович, кандидат философских наук, доцент, декан, факультет психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: iakonopak@gmail.com 

Миронова Елена Ивановна, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: mirroy@mail.ru 

Осипенок Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая, кафедра иностранных языков для неязыковых направлений подготовки, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: cominagetcha@mail.ru

Ссылка для цитирования

Особенности профессиональной идентичности студентов-первокурсников гуманитарных направлений / М. Ю. Кузьмин, И. А. Конопак, Е. И. Миронова, О. А. Осипенок // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 31. С. 56–65. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.56

Ключевые слова
идентичность, студенты, кризис идентичности, юношеский возраст
УДК
159.943-057.87
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.56
Литература

Арон И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как основа субъектности профессионального выбора // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 282–289.

Григорян Ф. Ф. Управление профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся // Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции International Scientific Research 2017. Астрахань, 2017. С. 551-553

Диагностика кризиса идентичности / Н. В. Дмитриева, С. Б. Перевозкин, Ю. М. Перевозкина, Н. А. Самойлик. Новокузнецк : РИО КузГПА, 2012. 134 с.

Ермошин В. И. Подходы к профессиональному самоопределению студентов среднего профессионального образования // Новые педагогические исследования. 2017. № 3. С. 10–73

Коданева М. С. Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.

Кожевникова О. В., Шрейбер Т. В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 3(31). С. 381–395. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-3-381-395

Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью : автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2012. 32 с.

Кузьмин М. Ю., Миронова Е. И., Осипенок О. А. Становление профессиональной идентичности у студентов-бакалавров гуманитарных направлений // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2018. Т. 23. С. 68–76

Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 67-89. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.4

Кузьмин М. Ю., Конопак И. А. Устойчивость и изменчивость идентичности в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 4. С. 113–141. https://doi.org/10.21702/rpj.2018.4.6

Кулезнёва И. Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 22 с.

Солдатова Е. Л., Шевченко А. А. Динамика профессиональных деструкций в соотношении с динамикой идентичности у представителей социальной и производственной сфер деятельности // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. 2012. № 45. С. 32–37.

Трандина Е. Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 23 с.

Cheek J. M., Briggs S. R. Self-consciousness and aspects of identity// Journal of Research in Personality. 1982. N 16. P. 401–408 

Fors J.-O. Development of professional commitment among students in social work education / Jim-Olav Fors // Social Work Education. 2017. Vol. 36, Is. 5. P. 529–541. https://doi.org/10.1080/02615479.2016.1221065

Grotevant H., Dunbar N., Julie K. Esau A. Adoptive Identity: How Contexts Within and Beyond the Family Shape Developmental Pathways // Family Relations. 2000. Vol. 49, N 4. P. 379–387

Kuhn M. H., McPartland T. S. The Empirical Investigation of Self-attitude // American Sociological Review. 1954. Vol. 19. P. 68–76.

Nario-Redmonda M. R., Biernatb M., Eidelmanb S., Palenskebpages D. J. The Social and Personal Identities Scale: A Measure of the Differential Importance Ascribed to Social and Personal Self-Categorizations // Self and Identity. 2004. Vol. 3. Is. 4. P.143-175 

Tomer G., Mishra S. K. Professional identity construction among software engineering students // Information Technology & People. 2016. Vol. 29. Is. 1. P. 146-172. https://doi.org/10.1108/ITP-10-2013-0181.

Worrell F. C. Social identities in School Psychology Research and Practice: a Call To Action // XII CONPE – Congresso national de psicologia escolar e educacional; 37-th ISPA Conference “Escolas para Todos: politicas Publicas e Praticas dos Psicologos”. Sao Paulo, 2015. P. 119.


Полная версия (русская)