«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 20

Исследование самоэффективности и саморегуляции студентов технического вуза в контексте регуляторного подхода

Автор(ы)
Е. Г. Воронцова
Аннотация
Представлен теоретический анализ исследований, посвященных вопросам представлений о саморегуляции поведения человека, самоэффективности подходов к феноменам самоэффективности и саморегуляции, а также уровней и структурных компонентов. Описаны возрастные особенности поздней юности и ранней взрослости в контексте значимости сформированности саморегуляции и самоэффективности на данном этапе онтогенеза. Проведены: эмпирическое исследование саморегуляции и самоэффективности среди студентов 1-х и 2-х курсов технического университета, анализ результатов исследования, определено процентное соотношение уровней общей саморегуляции, ее компонентов и самоэффективности, а также обозначены перспективы дальнейшего изучения саморегуляции поведения в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова
саморегуляция поведения и деятельности, самоэффективность, регуляторный подход, студенческий возраст
УДК
159.9.07
Литература

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Наука, 1973. – 288 с.

2. Бандура А. Принципы социального научения / А. Бандура // Современная зарубежная социальная психология. – М. : Из-во МГУ, 1984. – С. 55–60.

3. Барабанов Д. Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов / Д. Д. Барабанов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2012. – № 3. – С. 60–69.

4. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии / М. Я. Басов. – СПб. : Алетейя, 2007. – 544 с.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1995. – 349 с.

6. Воронцова Е. Г. Теоретические аспекты волевой регуляции и активности личности студента / Е. Г. Воронцова // Сб. науч. тр. Ангарск. гос. техн. ун-та. Сер. Гуманитар. и соц.-экон. науки. – Ангарск : Изд-во АнГТУ, 2016. – С. 422–428.

7. Гайдар М. И. Личностная самоэффективность студентов-психологов и возможности ее развития в процессе профессиональной подготовки / М. И. Гайдар // Вестн. ун-та (Гос. ун-т упр.). – М. : ГУУ, 2008. – № 10 (20). – С. 306–309.

8. Место понятия «воля» в современной психологии / В. А. Иванников [и др.] // Вопр. психологии. – 2014. – № 2. – С. 15–23.

9. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции : учеб. пособие / В. А. Иванников. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.

10. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 368 с.

11. Калашникова Ю. О. Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов / Ю. О. Калашникова // Молодой ученый. – 2010. – № 9. – С. 251–254.

12. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности : автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / В. К. Калин. – Тбилиси, 1989. – 36 с.

13. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. – Обнинск : Принтер, 1993. – 56 с.

14. Конопкин О. А. Участие эмоции в осознанной регуляции целенаправленной активности человека / О. А. Конопкин // Вопр. психологии. – 2006. – № 3. – С. 38–48.

15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Сфера. – 2009. – 464 с.

16. Леонтьев А. Н. Воля / А. Н. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1993. – № 2. – С. 3–15.

17. Моросанова В. И. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков / В. И. Моросанова [и др.] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2013. – № 3. – С. 18–33.

18. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2010. – № 1. – С. 36–45.

19. Никифоров Г. С. Теоретические вопросы самоконтроля / Г. С. Никифоров // Психол. журн. – 1985. – Т. 6., № 5. – С. 19–31.

20. Панкратова И. А. Особенности взаимосвязи профессиональных представлений и самоэффективности у студентов-психологов [Электронный ресурс] / И. А. Панкратова // Мир науки : интернет-журн. – 2015. – № 4. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/03PSMN415.pdf (доступ свободный).

21. Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли / В. И. Селиванов // Психол. журн.– 1986. – Т. 7, № 6. – С. 110–121.

22. Смирнов Б. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии / Б. Н. Смирнов // Вопр. психологии. – 2004. – № 3. – С. 64–70.

23. Узнадзе Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – СПб. : Питер. –2001. – 416 с.

24. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М., 1993. – 415 с.

25. Шляпников В. Н. Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии / В. Н. Шляпников // Вопр. психологии. – 2009. – № 2. – С. 135–144.

26. Шляпников В. Н. Гендерные особенности волевой регуляции / В. Н. Шляпников // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психол. науки. – 2011. – № 1. – С. 26–38.


Полная версия (русская)