«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 18

Смыслопорождающая деятельность педагога как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Автор(ы)
Л. Т. Потанина, Т. В. Склярова
Аннотация
Духовно-нравственное развитие личности рассматривается как процесс становления и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, направленный на формирование способности школьника оценивать и выстраивать жизнь в соответствии с моральными нормами и ценностями. В качестве ведущего средства развития ценностно-смысловой сферы личности школьника анализируется смыслопорождающая деятельность педагога. Раскрыта способность смыслопорождающей деятельности педагога репрезентировать мир на уровне сущностей самого высокого порядка – универсальных принципов и закономерностей, ценностей и смыслов. Нравственная сфера личности школьника изучается с позиции сформированности иерархии ценностей и смыслов. Преобразование содержания урочной и внеурочной деятельности школьника с позиции ценностей непрагматического характера представлено как профессиональная компетенция педагога.
Ключевые слова
смыслопорождающая деятельность, профессиональные компетенции учителя, ценности, смыслы, нравственное развитие, учащиеся
УДК
159.922
Литература

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 421 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ред. В. В. Давыдов. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

3. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев ред. Д. А. Леонтьев, А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2009. – 423 с.

4. Мамардашвили M. K., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский ред. Ю. П. Сенокосов. – М. : Яз. рус. культуры, 1997. – 224 с.

5. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестн. Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-та. Сер. 4, Педагогика. Психология. – 2008. – № 3 (10). – С. 7–24.

6. Попова С. И. Педагогическое регулирование психического состояния ребенка в процессе его воспитания / С. И. Попова. – Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2008. – 191 с.

7. Потанина Л. Т. «Восхождение» к смыслам как сущность нравственного развития / Л. Т. Потанина // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 4. – С. 261–270.

8. Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Л. Т. Потанина. – М., 2015. – 43 с.

9. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе / Л. Т. Потанина, Т. М. Мельникова, А. С. Москвитина // Пед. образование и наука. – 2016. – № 1. – С. 34–40.

10. Склярова Т. В. Возрастная психология: от рождения до старости : учеб. пособие / Т. В. Склярова. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2017. – 204 с.

11. Склярова Т. В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Т. В. Склярова. – М., 2008. – 35 с.

12. Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке / Н. Е. Щуркова. – М. : Пед. поиск, 2007. – 160 с.

13. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. – 1971. – № 1. – С. 6–20.

14. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах : избр. псих. тр. под ред. Д. И. Фельдштейна. – 2-е изд., стереотип. – М., 1997. – С. 239–284.

15. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 98 с.


Полная версия (русская)