«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2018. Том 23

Особенности ценностно-смысловой сферы и учебной активности обучающихся в техническом вузе

Автор(ы)
Е. Г. Воронцова
Аннотация
Рассмотрены вопросы ценностно-смысловой сферы личности. Одним из основных средовых факторов становления смысложизненных ориентаций в студенчестве является обучение в вузе, а личностным свойством, задающим основу для формирования и видоизменения смысложизненных образований, выступает учебная активность обучающихся. Представлен анализ результатов изучения особенностей учебной активности и смысложизненных ориентаций и их взаимосвязи у обучающихся технического вуза. Исследование основано на предположении о том, что смысложизненные ориентации и учебная активность обучающихся вуза имеют динамические и структурные особенности. Выявлены достоверные связи между смысложизненными ориентациями и учебной активностью. Динамические особенности представлены в сравнительном изучении результатов диагностики ценностно-смысловой сферы и учебной активности у обучающихся технического вуза на протяжении всего периода обучения. Полученные результаты доказывают, что существуют корреляции между показателями смысложизненных ориентаций и учебной активностью обучающихся.
Ключевые слова
ценностно-смысловая сфера, студенческий возраст, смысложизненные ориентации, учебная активность, компоненты учебной активности, взаимосвязь учебной активности и ценностно-смысловой ориентации обучающихся вуза, динамические и структурные особенности учебной мотивации и смысложизненных ориентаций
УДК
159.9.075
Литература

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Наука, 1973. – 288 с.

2. Вишневский Ю. Р. Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса: информационно-аналитический от-чет / под ред. Ю. Р. Вишневского, Л. Н. Банниковой, М. В. Певной. – Екатеринбург : УрФУ, 2010. – 194 с.

3. Волочков А. А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности : дис. … д-ра психол. наук / А. А. Волочков. – Пермь, 2002б. – 416 с.

4. Джидарьян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания / И. А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. – М. : Наука, 1988. – С. 56–88.

5. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов // Вопр. психологии. – 1984. – № 3. – С. 25–32.

6. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2010. – № 1. – С. 36–45.

7. Попов А. Ю. Исследование целостной активности субъекта жизнедеятельности: проблемы и результаты / А. Ю. Попов, А. А. Волочков // Вестн. ПГПУ. Сер. 1, Психология. – 2007. – № 1. – С. 23–37.

8. Тарасова Л. Е. Взаимосвязь мотивационной составляющей учебно-познавательной активности с ценностными ориентациями у представителей разных этносов [Электронный ресурс] / Л. Е. Тарасова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19394 (дата обращения: 31.03.2017).

9. Хабаева Л. М. Психологический анализ смысложизненных ориентаций молодежи Южной Осетии [Электронный ресурс] / Л. М. Хабаева, И. В. Абаева, Д. Ю. Крупнов // Соврем. проблемы науки и образования. Психол. науки. – 2014. – № 5. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id = 14981 (дата обращения: 10.03.2018).

10. Хайбулаева А. Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. Г. Хайбулаева. – Махачкала, 2015. – 24 с.

11. Чернобровкина Н. Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности разного виктимного типа : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. Ю. Чернобровкина. – М., 2013. – 25 с.

12. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды / В. Э. Чудновский. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та Воро-неж : Модэк, 2006. – 768 с.

13. Черевикова И. А. Функциональное состояние студентов бакалавриата / И. А. Черевикова, И. В. Ярославцева // Изв. ИГУ. – 2017. – № 21. – С. 99–104.

14. Шаров А. С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / А. С. Шаров. – Москва, 2000. – 41 с.

15. Яницкий М. С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М. С. Яницкий, А. В. Серый, Ю. В. Пелех // Философия образования. – 2013. – № 1. – С. 175–186.

16. Янко Е. В. Особенности смысложизненных ориентаций и иерархии ценностей у студентов вузов различных ценностных типов / Е. В. Янко, Е. В. Аршинова // Психология. Ист.-крит. обзоры и соврем. исслед. – 2014. – № 6. – С. 82–97.


Полная версия (русская)