«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 50

Функциональное состояние актеров в процессе представления различных эмоциональных ситуаций

Автор(ы)
А. С. Черных, И. А. Трегубенко
Аннотация
Изучаются психологические аспекты, связанные с внутренним состоянием актера во время сценической игры и влиянием на него различных психических процессов. В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние актеров претерпевает значимые изменения при представлении ими эмоциональных ситуаций, различных по близости к личному опыту и валентности эмоции. При этом изменения функционального состояния неактеров являются статистически достоверными только при воспоминании, но не при воображении эмоциональных ситуаций. Исходя из этого, делается вывод, что значимое изменение функционального состояния в ответ на воображаемые эмоциональные обстоятельства является специфическим для профессиональной деятельности актера.
Об авторах

Черных Анна Сергеевна, аспирант, кафедра медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9, e-mail: chernykhannette@gmail.com

Трегубенко Илья Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, e-mail: psy560@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Черных А. С., Трегубенко И. А. Функциональное состояние актеров в процессе представления различных эмоциональных ситуаций // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 50. С. 77–92. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.50.77
Ключевые слова
функциональное состояние, динамика психофизиологических показателей, психология искусства, психология актера, актерское искусство.
УДК
159.9.072.2; 612.821.2
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.50.77
Литература

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. : Наука, 2001. 279 с.

Андронникова Е. А., Заика Е. В. Методы исследования восприятия, внимания и памяти : рук. для практ. психологов. Харьков : Харьков. нац. ун-т им. В. Н. Каразина, 2011. 161 с.

Беренгард С. Ю. Система Станиславского и современное учение о высшей нервной деятельности // Ежегодник МХТ. 1953–1958. М. : Искусство, 1961. С. 95–138.

Бутенко Э. В. Сценическое перевоплощение: теория и практика. М. : ВЦХТ, 2007. 160 с.

Влияние личного компонента на электроэнцефалографические корреляты индуцированных эмоциональных состояний / С. Г. Данько [и др.] // Физиология человека. 2004. Т. 30, № 6. С. 122–124.

Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 6. Научное наследство. М. : Педагогика, 1984. С. 319–328.

Грачева Л. В. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: теория и практика : дис. ... д-ра искусств. СПб., 2005. 494 c.

Демидов Н. В. Творческое наследие. В 3 т. Т. 2. Искусство жить на сцене. СПб. : Гиперион, 2004. 558 с.

Дранков В. Л. Природа художественного таланта. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2001. 324 с.

Завьялова Е. К., Карастелин В. И., Тихонов М. Н. Адаптация психометрической методики субъективной оценки памяти // Физиология человека. 1989. Т. 15, № 5. С. 16–21.

Колчин Е. Е. Психофизиологические исследования особенностей актерского воображения // Диагностика и развитие актерской одаренности : сб. науч. тр. Л. : ЛГИТМиК, 1986. С. 20–31.

Комиссаржевский Ф. Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Петроград : Свободное искусство, 1916. 120 с.

Кох И. Э. О творческой одаренности драматического актера // Сценическая педагогика. Л. : ЛГИТМиК, 1973. С. 213–221.

Кошевая Е. А. Театральная школа и проблема развития актерских способностей : дис. ... канд. искусств. СПб., 2009. 161 с.

Лаврешина А. Ю. ЭЭГ корреляты решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей : дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2018. 155 с.

Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси : Мецниереба, 1972. 184 с.

Рождественская Н. В. Диагностика актерских способностей. СПб. : Речь, 2005. 192 с.

Рождественская Н. В. Творческая одаренность и свойства личности (экспериментальное исследование актерской одаренности) // Психология процессов художественного творчества. Л. : Наука, 1980. С. 57–67.

Савицкайте А. М. Некоторые особенности сценических способностей : автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1973. 16 с.

Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М. : Изд-во АН СССР, 1962. 139 с.

Собкин В. С., Лыкова Т. А. Психотехники развития одаренности в театральной педагогике // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 7.

Собкин В. С., Лыкова Т. А., Собкина А. В. Психология актера: начало профессионального пути. М. : ФГБНУ «ИУО РАО», 2021. 176 с.

Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М. : АСТ, 2020. 480 с.

Черных А. С. Динамика функционального состояния актеров в процессе работы над образом воображения // Мир педагогики и психологии. 2021. Т. 6, № 59. С. 90–99.

Чехов М. А. О технике актера. М. : АСТ, 2018. 288 c.

Электроэнцефалографические корреляты мысленного переживания эмоциональных личных и сценических ситуаций. Сообщение I. Характеристики локальной синхронизации / С. Г. Данько [и др.] // Физиология человека. 2003а. Т. 29, № 3. С. 5–15.

Электроэнцефалографические корреляты мысленного переживания эмоциональных личных и сценических ситуаций. Сообщение II. Характеристики пространственной синхронизации / С. Г. Данько [и др.] // Физиология человека. 2003b. Т. 29, № 6. С. 31–40.

Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. М. : Гослитиздат, 1936. 212 с.

Acting emotions: a comprehensive dataset of elicited emotions / L. Aly [et al.] // Scientific data. 2024. Vol. 11, N 1. P. 147–160. https://doi.org/10.1038/s41597-024-02957-2

Acting emotions: physiological correlates of emotional valence and arousal dynamics in theatre / L. Aly [et al.] // Proceedings of the 2022 ACM International conference on interactive media experiences. N. Y. : Association for computing machinery, 2022. P. 381–386.

Brown S., Cockett P., Yuan Y. The neuroscience of Romeo and Juliet: an fMRI study of acting // Royal society open science. 2019. Vol. 6, N 3. P. 1–5. https://doi.org/10.1098/rsos.181908

Developing children's socio-emotional competencies through drama pedagogy training: an experimental study on theory of mind and collaborative behavior / M. P. Celume [et al.] // Europe's journal of psychology. 2020. Vol. 16, N 4. P. 707–726. https://doi.org/10.5964/ejop.v16i4.2054

Harlap Y. Preparing university educators for hot moments: theater for educational development about difference, power, and privilege // Teaching in higher education. 2014. Vol. 19, N 3. Р. 217–228. https://doi.org/10.1080/13562517.2013.860098

Hayes P., Cantillon P., Hafler M. Discovering emotional honesty through devised theatre // The clinical teacher. 2014. Vol. 11, N 2. P. 84–87. https://doi.org/10.1111/tct.12116

Marcus S., Neaçsu G. La structure psychologique du talent dramatique. Revue roumaine des sciences sociales // Série de psychologie. 1972. Vol. 16, N 2. P. 133–149.

McDonald B., Goldstein T. R., Kanske P. Could acting training improve social cognition and emotional control? // Frontiers in human neuroscience. 2020. 14:348. https://doi.org/10.3389/fnhum.2020.00348

Noice T., Noice H. The expertise of professional actors: a review of recent research // High ability studies. 2002. Vol. 13, N 1. P. 7–19.

Panainte М., Ene D. L. Sources of the actors’ emotions expressed on stage // The Scientific journal of humanistic studies. 2007. Vol. 7, N 12. P. 84–88.

Palidofsky M., Stolbach B. C. Dramatic healing: the evolution of a trauma-informed musical theatre program for incarcerated girls // Journal of child & adolescent trauma. 2012. Vol. 5, N 3. P. 239–256. https://doi.org/10.1080/19361521.2012.697102

Sheehan P. W. A shortened version of betts’ questionnaire upon mental imagery (QMI) // Journal of clinical psychology. 1967. Vol. 23, N 3. P. 386–389.

Treatment effects in social cognition and behavior following a theater based intervention for youth with Autism / B. A. Corbett [et al.] // Developmental neuropsychology. 2019. Vol. 44, N 7. P. 481–494. https://doi.org/10.1080/87565641.2019.1676244


Полная версия (русская)