«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 47

Прогностическая самооценка результата деятельности личности в трудной жизненной ситуации: к проблеме определения

Автор(ы)
О. А. Жученко
Аннотация
Исследуется прогностическая самооценка результата деятельности личности в трудной жизненной ситуации. Предпринята попытка проанализировать структуру прогностической самооценки результата деятельности личности в трудной жизненной ситуации (на примере экзаменационного стресса), в научный оборот вводится ее дефиниция. Выявлено, что компонентами прогностической самооценки результата деятельности в трудной жизненной ситуации являются мотивационный (желаемый результат), когнитивный (ожидаемый результат), аффективно-когнитивный (субъективная оценка результата деятельности). Исследование вносит вклад в расширение понимания ресурсов стрессоустойчивости личности.
Об авторах
Жученко Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедра педагогики, психологии и психосоматической медицины, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 426034, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281, e-mail: adlog@mail.ru
Ссылка для цитирования
Жученко О. А. Прогностическая самооценка результата деятельности личности в трудной жизненной ситуации: к проблеме определения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 47. С. 21–33. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.47.21
Ключевые слова
трудная жизненная ситуация, прогностическая самооценка результата деятельности, стрессогенная ситуация, экзаменационный стресс, прогностическая компетентность, стрессоустойчивость.
УДК
159.9.075
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.47.21
Литература

Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2007. 24 с.

Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2001. С. 213–235.

Ананьев Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития : хрестоматия / под ред. А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. М. : ЧеРо : Омега-Л, 2005. С. 115–121.

Баранов А. А., Жученко О. А. Стрессоустойчивость и самооценка академических достижений // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 4. С. 16–22.

Баранов А. А., Малахова О. Н., Жученко О. А. Самооценка академических достижений в экзаменационной ситуации и личностные особенности студентов возрастного периода молодости. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, № 2 (46). С. 102–113. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-2-102-113

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 422 с.

Битюцкая Е. В., Корнеев А. А. Диагностика субъективного оценивания трудных жизненных задач. // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2023. № 1. С. 247–279. http://dx.doi.org/10.11621/vsp.2023.01.11

Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Олма-пресс, 2004. 666 с.

Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2011. № 1. С. 54–65.

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.

Даниленко О. И. Антиципационная состоятельность как условие предотвращения и преодоления жизненных кризисов // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2019. № 8. С. 13–20.

Жученко О. А. Адекватность прогноза исхода экзаменационной ситуации как ресурс стрессоустойчивости: теоретический аспект // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2013. № 7. С. 117–119.

Жученко О. А. К вопросу о личностных детерминантах адекватности самооценки академических достижений как ресурса стрессоустойчивости студентов // Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности : материалы VI Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2022 г. Кострома : Костром. гос. ун-т, 2022. С. 234–238.

Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 8. С. 5–14.

Клюева Т. Н., Генсецкая Ю. В. Формирование осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности : метод. рекомендации. Самара : Регион. социопсихол. центр, 2017. 96 с.

Кругликов В. Н., Оленникова М. В. Интерактивные образовательные технологии. М. : Юрайт, 2023. 355 с.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2005. 52 с.

Куфтяк Е. В. Взаимосвязь проактивного совладания и студенческого стресса // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке : сб. науч. трудов VIII Междунар. форума по пед. образованию. Казань, 25–27 мая 2022 г. Казань : Казан. (Приволж.) федер. ун-т, 2022. Т. 3. С. 251–255.

Леонова А. Б. Стресс и стресс-резистентность: комплексная диагностико-превентивная стратегия анализа // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапаровская, С. А. Хазова. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. Т. 1. С. 50–52.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М. : Ин-т психологии РАН, 2007. 213 с.

Ничипоренко Н. П., Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 2. С. 31–36.

Ничипоренко Н. П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 123–130.

Осницкий А. К., Савельичева В. Л. Вероятность и значимость в структуре регуляции деятельности и их влияние на непреднамеренное запоминание // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М. : Издательство «Наука», 1977. С. 256–272.

Попова Т. В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2002. 24 с.

Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. : Питер, 2007. 480 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2010. 720 с.

Салихова А. Б. Взаимосвязь толерантности к неопределенности с особенностями ценностно-смысловой сферы личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2022. 26 с.

Сергиенко Е. А. Антиципация: феномен и принцип психической организации // Разработка понятий современной психологии. М. : Ин-т психологии РАН, 2021. С. 85–134. https://doi.org/10.38098/thry_21_0439_03

Сидоров К. Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. 2006. № 2 (46). С. 224–234.

Соколов В. В. Механизмы и способы осуществления прогноза поведения человека // Интеграция образования. 2006. № 4 (45). С. 276–278.

Соловьев В. Н. Адаптация студентов к учебному процессу как методологическая и теоретическая проблема педагогики. Ижевск : Удмурт. ун-т, 2005. 850 с.

Степанский В. И. Психическая саморегуляция деятельности (информационный аспект) : дис. … д-ра психол. наук. М., 1991. 321 с.

Толстошеина Н. В. Антиципация как одно из условий прогнозирования, выбора и регуляции будущей деятельности // Гаудеамус. 2002. Т. 2. № 2. С. 41–46 .

Уровень притязаний / К. Левин [и др.] // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М. : ЧеРо, МПСИ, Омега, 2006. С. 489–494.

Хазова С. А., Коржиков Б. Н. Когнитивные детерминанты превентивного копинга // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 300-летию г. Омска. Омск, 6–7 окт. 2016 г. Омск : Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, 2016. С. 149–151.

Хазова С. А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 150 с.

Харламенкова Н. Е. Личность и преодоление трудных жизненных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 10–18.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. 860 с.

Шелковой Ю. С. Взаимосвязь самооценки компетентности и представлений человека о себе как субъекте деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2007. 23 с.

Шумакова И. Е. Личностные потенциалы преодоления жизненных трудностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 91. С. 46–56.

Andrade H., Du Y. Student responses to criteria-referenced self-assessment // Assessment and evaluation in higher education. 2007. Vol. 32, N 2. Р. 159–181.

Barron K. E., Harackiewicz J. M. Achievement goals and optimal motivation: testing multiple goal models // Journal of personality and social psychology. 2001. Vol. 80, Is. 5. P. 706–722. https://doi.org/10.1037/0022-3514.80.5.706

Bubic A., Cramon Y. von D., Schubotz R. I. Prediction, cognition and the brain // Frontiers in human neuroscience. 2010. Vol. 4. https://doi.org/10.3389/fnhum.2010.00025

McMillan J. H., Hearn J. Student self-assessment: the key to stronger student motivation and higher achievement // Educational horizons. 2008. Vol. 87, Is. 1. P. 40‒49. Available at: https://bit.ly/3WialIn (date of access: 28. 08.22).

Nie Y., Lau S., Liau A. K. Role of academic self-efficacy in moderating the relation between task importance and test anxiety // Learning and individual differences. 2011. Vol. 21, Is. 6. P. 736‒741. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2011.09.005

Saribeyli F. R. Theoretical and practical aspects of self-assessment // The Education and science journal. 2018. Vol. 20, Is. 6. Р. 183–194. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-183-194

Task values, achievement goals and interest: an integrative analysis / C. S. Hulleman [et al.] // Journal of educational psychology. 2008. Vol. 100, Is. 2. P. 398–416. https://doi.org/10.1037/0022-0663.100.2.398


Полная версия (русская)