«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 47

Мотивы выбора профессии служебно-оперативной и военной направленности у выпускников школ

Автор(ы)
М. О. Удальцова, В. А. Добрякова
Аннотация
Исследуются мотивы профессионального самоопределения учащихся старших классов. Определяется актуальность изучения основных мотивов, обусловливающих успешность выбора профессии у старшеклассников. Эмпирическим путем установлено, что у выпускников, выбирающих профессии, связанные с решением оперативно-служебных задач, выраженными, но не характерными для большинства мотивами выбора профессии являются «династический выбор», «ситуационно-прагматический выбор», «свободный выбор». Выявлено, что среди учащихся, определившихся с выбором военных профессий и не определившихся с выбором профессии, практически равное количество выпускников имеют средний уровень военно-профессиональной мотивации. Установлена связь между такими мотивами выбора профессии выпускников школы, как «родительский сценарий», «династический выбор», «свободный выбор», «предметный выбор», «телевизионный фактор» и уровнем военно-профессиональной мотивации. На основе результатов исследования определяются дальнейшие направления подготовки учащихся к осознанному профессиональному выбору.
Об авторах

Удальцова Мария Олеговна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и педагогики, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Россия, 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: m_ydalcova@mail.ru

Добрякова Валерия Андреевна, магистрант, факультет психологии и права, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Россия, 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: lera.bagorova@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Удальцова М. О., Добрякова В. А. Мотивы выбора профессии служебно-оперативной и военной направленности у выпускников школ // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 47. С. 3–20. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.47.3
Ключевые слова
выбор профессии, мотивы выбора профессии, оперативно-служебная деятельность, военная деятельность, учащиеся, выпускники.
УДК
316.6
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.47.3
Литература

Бахвалова С. М.. Профориентация как фактор профессионального самоопределения школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1. С. 96–98.

Бобков О. В. Военно-профессиональное развитие личности курсантов в условиях военного вуза // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 10. С. 116–123.

Ганеева А. А. Основные затруднения и ошибки старшеклассников в выборе профессии // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16, № 1. С. 273–275.

Жумалиева Ж. М. Проявление мотивационных факторов в старшем школьном возрасте в выборе профессии // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 96–99.

Заочинский М. С. Профессиональная ориентация как одна из главных проблем современных старшеклассников // Вопросы студенческой науки. 2021. № 7. С. 123–130.

Кибирев А. А. Активные методы обучения и профконсультирования. Практикум по профориентации школьников старших классов : метод. рекомендации. Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2005. 75 с.

Коньшина Т. М. Детско-родительские отношения как условие развития личной профессиональной перспективы учащихся старших классов : дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. 237 с.

Крюкова И. А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 507–509.

Кузьмина В. М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 3-4. С. 74–79.

Мухамезянова Л. К. Самооценка старшеклассниками индивидуально-личностных качеств при выборе профессии // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 239–242.

Нысанов А. Т. Социально-педагогическая поддержка старшеклассников в процессе развития культуры профессиональной ориентации в дополнительном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 3. С. 148–157.

Петрова Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях // Молодой ученый. 2016. № 22 (126). С. 224–227.

Поскребышева Н. Н., Карабанова О. А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал 2014. № 4. С. 34–41.

Пусикова М. В. Анализ значимых факторов профессионального выбора молодежи // Наука и образование сегодня. 2016. № 5 (6). С. 24–30.

Рябинин С. В. Психологические факторы в совокупности факторов профессионального самоопределения школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2. С. 161–165.

Слепцова С. А. Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми // Молодой ученый. 2010. Т. 2, № 5 (16). С. 143–145.

Суворова Н. В. Психолого-педагогические аспекты готовности к выбору профессии у старших школьников // Мир науки, педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 5. С. 1–12.

Сухобрус Е. А. Социально-психологические факторы выбора профессий учащимися старших классов // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015. № 8. С. 70–74.

Фридман Л. М. Психология детей и подростков. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. 346 с.


Полная версия (русская)