«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 46

Программа психологического сопровождения студентов, направленная на повышение их психологической безопасности

Автор(ы)
Е. С. Спирина
Аннотация
Представлена авторская программа психологического сопровождения студентов, основанная на теории социального обмена эмоциями и направленная на повышение психологической безопасности. Описаны цель, задачи, теоретико-методологические основы, психологические условия сопровождения студентов, направления, формы деятельности, планируемый результат реализации программы. Указаны формируемые умения и план встреч в рамках программы психологического сопровождения.
Об авторах
Спирина Елизавета Сергеевна, преподаватель, кафедра социальной работы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Россия, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая,23Б, аспирант, Пермский государственный национальный Исследовательский университет, Россия, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: spirina-liza@mail.ru
Ссылка для цитирования
Спирина Е. С. Программа психологического сопровождения студентов, направленная на повышение их психологической безопасности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 46. С. 73–92. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.46.73
Ключевые слова
социальный обмен эмоциями, психологическая безопасность.
УДК
159.9.072 : 378.015.3
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.46.73
Литература

Баева И. А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. 2006. С. 66–68.

Брушлинский А. В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности. М. : Ин-т психологии РАН, 1996. С. 39–43.

Василюк Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 3–15.

Вербина Г. Г. Психологическая безопасность личности // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 196–202.

Голованова И. И. Практики интерактивного обучения : метод. пособие. Казань : Казан. ун-т, 2014. 288 с.

Емельянова Е. В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге // Портал Sharlib. URL: https://www.rulit.me/books/psihologicheskie-problemysovremennyh-podrostkov-i-ih-reshenie-read-472275-1.html?ysclid=lnxifa5jbl64658818 (дата обращения: 12.06.2023)

Игнатова Е. С. Социальный обмен эмоциями как фактор эмоциональной безопасности // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всерос. психол. форума : в 2 т. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2022. Т. 1. C. 325–328.

Кабаченко Т. С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 51 с.

К вопросу о социальном партнерстве в структуре модели психолого-педагогического сопровождения учащихся образовательных учреждений / Е. С. Романова [и др.] // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 89–100

Кобзарева И. И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 4. С. 95–101.

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына [и др.] / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003. 240 с.

Кравцова Е. Е. Психология игры. М. : Левъ, 2017. 184 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2001. 582 с.

Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Франц С. В. Психологическая безопасность личности: основы комплексного анализа. М. : Левъ, 2017. 173 с.

Попова О. С. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 43 с.

Приходько И. И. Концепция психологической безопасности персонала экстремальных видов деятельности // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013а. № 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20150868&ysclid=lnxh6cqx6a650690994 (дата обращения: 12.06.2023).

Приходько И. И. Разработка психодиагностического инструментария определения психологической безопасности личности специалистов экстремальных видов деятельности // Вестник Университета. 2013b. № 11. С. 242–253. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-psihodiagnosticheskogo-instrumentariya-opredeleniya-psihologicheskoy-bezopasnostilichnosti-spetsialistov?ysclid=ljtu8crfml233442730 (дата обращения: 12.06.2023).

Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции / Н. Е. Харламенкова [и др.]. М. : Ин-т психологии РАН, 2017. 263 с.

Роджерс К. Р. О групповой психотерапии. М. : Гиль-Эстель, 1993. 224 c.

Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук, 1997. 320 c.

Рощин С. К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. 1995. № 6. С. 26–36

Рудестам К. Групповая психотерапия // МГАПС. URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K18/M17/file/6.pdf (дата обращения: 10.04.2023)

Стоянова И. Я, Смирнова Н. С. Предикторы психологической безопасности у пациентов депрессивного спектра // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10. № 1(48). С. 1–28

Трунов Д. Г. Индивидуальное психологическое консультирование. М. : Этерна, 2013а. 384 с.

Трунов Д. Г. Уровни вербализации эмоционального опыта // Философия, психология, социология. 2013b. Вып. № 1(13). С. 102–106.

Тырсикова А. Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 23 с.

Шахова Л. И. Обеспечение психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2019. 29 с.

Harp N. R., Neta M. Tendency to share positive emotions buffers loneliness-related negativity in the context of shared adversity // Journal of research in personality. 2023. Vol. 102. Available at: https://psychology.unl.edu/can-lab/Harp %26Neta_JRP_2023.pdf (date of access: 13.04.2023)

Longlasting cognitive and social consequences of emotion: social sharing and rumination / B. Rime [et. al.] // European review of social psychology. 1992. Vol. 3. N 1. P. 225–258.

Rime B. Emotion elicits the social sharing of emotion: theory and empirical review // Emotion review. 2009. Vol. 1, N. 1. P. 60–85.

Rodríguez-Hidalgo C. T. , Tan E. S. H. , Verlegh P. W. J. The social sharing of emotion (SSE) in online social networks: a case study in live journal // Computers in human behavior. 2015. Vol. 52. P. 364–372.

Social sharing of emotion: new evidence and new questions / B. Rime [et al.] // European review of social psychology. 1998. Vol. 9, N 1. P. 145–189.

Social sharing of emotion following exposure to a negatively valenced situation / O. Luminet et. al. // Cognition & emotion. 2000. Vol. 14, N 5. P. 661–688.

Social sharing of task-related emotions in design-based learning: challenges and opportunities / F. Zhang [et al.] // International journal of child-computer interaction. 2022. Vol. 31. Available at: https://www.researchgate.net/publication/353893858_Social_sharing_of_task-related_emotions_in_Design-Based_Learning_Challenges_and_opportunities (date of access: 13.04.2023)


Полная версия (русская)