«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 45

Содержание понятия «конфликтологическая компетентность» в современной психологии

Автор(ы)
О. С. Крапчетова, В. В. Монжиевская, М. Ю. Уварова, Л. А. Фомина
Аннотация
Представлен теоретический обзор исследований конфликтологической компетентности с анализом ее содержания в них. По результатам анализа имеющихся исследований конфликтологической компетентности выделены следующие основные трудности в определении ее содержания: проблемы дифференциации универсального содержания конфликтологической компетентности и ее содержательного наполнения у специалистов в конкретных сферах труда, сложности дифференциации содержания конфликтологической и конфликтной компетентности, затруднения в определении единых компонентов конфликтологической компетентности и выделении ее ключевого универсального «индикатора», пригодного для оценивания на практике. Показаны и проанализированы примеры структурно-уровневого подхода и моделирования содержания конфликтологической компетентности на базе современных исследований.
Об авторах

Крапчетова Ольга Сергеевна, директор, Ангарский образовательный центр ИГУ, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: okkrap@list.ru

Монжиевская Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: vvm.kpgt@mail.ru

Уварова Маргарита Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: uv-marg@mail.ru

Фомина Любовь Александровна, аспирант, кафедра педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: luboffomina@mail.ru

Ссылка для цитирования
Содержание понятия «конфликтологическая компетентность» в современной психологии / О. С. Крапчетова, В. В. Монжиевская, М. Ю. Уварова, Л. А. Фомина // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 45. С. 28–39. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.45.28
Ключевые слова
конфликтологическая компетентность, конфликтная компетентность, конфликтологическая культура, конфликтоустойчивость, компетентностный подход.
УДК
159.9.07
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.45.28
Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник. М. : Юнити-Дана, 2002. 591 с.

Баранова Т. А. Формирование конфликтологической компетенции как фактор развития социально-полезной личности в системе высшего профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010. 20 с.

Башкин М. В. Конфликтная компетентность личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 26 с.

Беляева Т. Б. Активные методы формирования конфликтологической компетентности у студентов // Психология обучения. 2008. № 7. С. 34–49.

Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Калининград, 2009. 46 с.

Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 116–121.

Бузмакова А. В. Структура и содержание конфликтоустойчивости личности на этапах профессионального обучения и педагогической деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2016. 22 с.

Залкина Н. П. Модель специалиста в контексте компетентностного подхода // Современная наука. 2015. № 4. С. 69–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-spetsialista-vkontekste-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 24.08.2023)

Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.

Карбышев А. А., Буреева Н. Н. Психологический портрет членов кадрового резерва // Символ науки. 2022. № 5-2. С. 97–99.

Кашапов М. М. Психология конструктивной конфликтности личности на основе системогенетического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль : Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2013. С. 38–44.

Кашапов М. М., Воскресенский А. М., Кашапов А. С. Креативный компонент конфликтной компетентности студентов // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022. № 50 (69). С. 140–155.

Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2023. 124 с.

Кашапов М. М., Лукина А. С., Махновец С. Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 2. С. 261–278.

Леонов Н. И. Соотношение конфликтной и конфликтологической компетентностей // Социальный мир человека. Вып. 3. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров». Ч. 2. Прикладная социальная психология / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск : ERGO, 2010. С. 7–9.

Лукина А. С. Многомерная модель структуры конфликтной компетентности руководителя на субсистемном уровне ее организации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 227–233

Лысак М. В., Брюхова Н. Г., Яковец Д. А. Конфликтоустойчивость как социально-психологическая характеристика личности // Весенние психолого-педагогические чтения. Астрахань : Астрах. гос. ун-т, 2023. С. 29–31.

Митяева А. М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2 (46). С. 273–280.

Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг : избр. тр. / ред.-сост. О. В. Соловьева. М. : Смысл, 2007. 686 с.

Психология конструктивной конфликтности личности / Н. В. Гришина [и др.]. Ярославль : Издат.-полиграф. комплекс «Индиго», 2013. 336 с.

Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М. : Когито-центр, 2002. 396 с.

Серебровская Н. Е. Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период : дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 414 с.

Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта: описание и анализ конфликта. Модели разрешения конфликта. Технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров. М. ; СПб. : Питер, 2003. 250 с.

Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С. 3–15.

Шаган Е. Н. Формирование конфликтоустойчивости у подростков на занятиях тренинга в школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2006. 22 с.

Шемятихин В. А. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности преподавателя вузов : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 172 с.

Щербакова О. И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2011. 46 с.

White R. W. Motivation Reconsidered: the Concept of Competence // Psychological Review. 1959. Vol. 66, N 5. P. 297–333. https://doi.org/10.1037/h0040934


Полная версия (русская)