«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 44

Возрастная изменчивость показателей интеллектуального развития на разных этапах дошкольного детства

Автор(ы)
Ю. А. Лаптева
Аннотация
Рассмотрены общая характеристика, взаимосвязь и последовательность этапов становления компонентов интеллектуального развития детей в период дошкольного детства. Установлено, что критерии интеллектуального развития детей правомерно рассматривать через оценку ключевых интеллектуальных действий, развернутость речевых действий, гибкость, динамичность образов и представлений об окружающем мире. Эмпирическое исследование возрастной динамики показателей интеллектуального развития организовано на выборке детей 5, 6 и 7-го годов жизни (n = 199). В ходе исследования выявлены различия средних значений показателей интеллектуального развития в трех возрастных группах, определен тип траектории развития показателей при помощи схемы трех точек развития ребенка, отмечены различия содержания показателей, которым овладел дошкольник к определенному возрасту.
Об авторах
Лаптева Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной и специальной педагогики и психологии, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт, Кемеровский государственный университет, Россия, 654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23, e-mail: aglaiiia@mail.ru
Ссылка для цитирования
Лаптева Ю. А. Возрастная изменчивость показателей интеллектуального развития на разных этапах дошкольного детства // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 44. С. 29–43. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.44.29
Ключевые слова
дети дошкольного возраста, развитие мышления, перцептивная зрелость, невербальное мышление, вербальное мышление, интеллектуальное развитие.
УДК
159.955
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.44.29
Литература

Артюхова Т. Ю., Федорова Е. П. Возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6, № 1. С. 16–25. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-1-16-25

Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль : Академия К, 1998. 239 с.

Борисова Е. М., Абдурасулова Т. Д. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста (4–5 лет). М. : Психологический институт РАО, 1998. 16 с.

Власова Н. В. Использование знаково-символических средств в интеллектуальном развитии дошкольников // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 4. С. 38‒44.

Диагностика психического развития / под ред. Й. Шванцара [и др.]. Прага : Авицениум,1978. 388 с.

Казначеев С. В., Ципцина М. Н. Проблемы развития мышления в дошкольном возрасте // Символ науки. 2019. № 2. С. 66–75.

Кравцова Е. Е. Психологическая проблема готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 1991. 150 с.

Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Диагностический компонент мониторинга психического развития детей в дошкольной образовательной организации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 1(144). С. 92–97.

Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, № 3(11). С. 240–249. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-3-240-249

Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М. : Просвещение, 1965. 363 с.

Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М. : Академия, 2006. 608 с.

Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе / А. Н. Варакса [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. 2016. № 3. С. 97–108. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.309

Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : Просвещение, 1964. 352 с.

Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М. : Педагогика, 1985. 200 с.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. М. : Педагогика, 1986. 224 с.

Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. пособ. М. : Владос, 2008. 366 с.

Чертенкова Г. И. Комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг как условие оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 240–249.

Чикова И. В., Диль-Илларионова Т. В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 4(17). С. 340–343.

Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1(32). С. 46–55.


Полная версия (русская)