«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 43

Анализ проблематики профессиональной направленности студентов медицинских специальностей в отечественной и зарубежной литературе

Автор(ы)
Е. С. Елизаров, К. Н. Белогай
Аннотация
Показаны и проанализированы различные подходы отечественных авторов к видению понятия «профессиональная направленность». Перечислены факторы и условия формирования профессиональной направленности, представлена ее типизация. Рассмотрены позиции зарубежных авторов, изучающих отдельные феномены, определяющие реализацию студентов в медицинской учебно-профессиональной деятельности, отмечена разница в их подходах, которая не дает возможности для концептуализации имеющихся данных. Сделано заключение, что вопрос профессиональной направленности и ее структуры у студентов-медиков требует отдельной разработки с учетом международного опыта.
Об авторах

Елизаров Ефим Сергеевич, соискатель, кафедра акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, пр-т Советский, 75, корп. 3, e-mail: chudops@mail.ru

Белогай Ксения Николаевна, доктор психологических наук, доцент заведующий кафедрой акмеологии и психологии развития Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, пр-т Советский, 75, корп. 3, e-mail: belogi@mail.ru

Ссылка для цитирования
Елизаров Е. С., Белогай К. Н. Анализ проблематики профессиональной направленности студентов медицинских специальностей в отечественной и зарубежной литературе // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 43. С. 3–18. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.3
Ключевые слова
профессиональная направленность, профессиональная идентичность, профессиональные ценности.
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.3
Литература

Доника А. Д. Профессия врача в современной измерительной системе оценки социального статуса // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6-2(37). С. 106–107.

Егорова Н. А. Роль акушерки при ведении беременной с пиелонефритом // Актуальные вопросы науки и образования : материалы XXI науч.-практ. конф. студентов, преподавателей и молодых ученых. Краснодар, 17–18 апр. 2018 г. Краснодар, 2018а. С. 128–130.

Егорова Н. А. Роль акушерки при ведении родильниц с кровотечениями в раннем послеродовом периоде // Актуальные вопросы науки и образования : материалы XXI науч.-практ. конф. студентов, преподавателей и молодых ученых. Краснодар, 17–18 апр. 2018 г. Краснодар, 2018б. С. 131–133.

Епифанова Е. А., Кондрашкина М. В., Митрофанова А. С. Роль акушерки в профилактике и лечении гипертонической болезни // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 21 дек. 2018 г. Белгород, 2018. С. 205–208.

Заболотная С. Г., Коровина И. А., Назина О. В. Анализ ценностных приоритетов студентов медицинского вуза в условиях формирования профессиональной направленности при обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 12–20.

Заболотная С. Г., Коровина И. А., Назина О. В. Изучение врачебных династий как средство формирования профессиональной направленности студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 61.

Зеер Э. Ф., Зиннатова М. В. Психологическое профессиоведение : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 135 с.

Коровина И. А. Самообразовательная деятельность как фактор формирования профессиональной направленности студента-медика : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2012. 23 с.

Кузнецова Е. В. Профессиональная направленность студентов медицинского вуза в становлении личности врача // Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки : материалы XXIV Междунар. науч.-практ. конф. North Charleston, 7–8 дек. 2020 г. Morrisville, 2020. С. 73–75.

Кулов А. У. К определению понятия «профессиональная направленность» личности // Вестник МГУКИ. 2013. № 3 (53). C. 169–172.

Михайлова О. Д., Хохлачева Н. А., Вахрушев Я. М. Значение практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в формировании профессиональной направленности студентов медицинского вуза // Актуальные вопросы современного медицинского образования : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск, 16–17 дек. 2021 г. Ижевск, 2021. С. 212–215.

Нестерова Н. Б. Профессиональная направленность студентов технического вуза // Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 2. C. 1–9.

Роль акушерок в вопросах консультирования по грудному вскармливанию / З. Х. Рустамова [и др.] // Мать и дитя. 2021. № 2. С. 36–38.

Уланова С. В. Роль акушерки при выявлении дисфункции лонного сочленения во время беременности и в послеродовом периоде // Медсестра. 2022. № 10. С. 29–35.

Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. : Педагогика, 1981. 96 с.

Asamoah Ampofo E., Caine V., Clandinin D. J. Narrative Inquiry into the Professional IdentityMaking of Ghanaian Midwives // Journal of Medical Education and Curricul Development. 2022. May. P. 135–137.

Bacheva M. Personal profile and social orientations in the interpersonal relationships among students in the field of health care // Trakia Journal of Sciences. 2020. Vol. 18, Suppl. 1. P. 222–229.

Biryukova N. V., Molodozhnikova N. M. Directed formation of motivation and professional orientation of students toward professions in the field of preventive medicine // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Vol. 15, N 14. P. 151–161.

Blais K. K., Hayes J. S. Professional nursing practice: Concepts and perspectives. New York : Pearson, 2015. 528 p.

Crigger N., Godfrey N. From the inside out: a new approach to teaching professional identity formation and professional ethics // Journal of Professional Nursing. 2014. Vol. 30, N 5. P. 376–382.

Differences in professional values between nurses and nursing students: a gender perspective / A. Fernández-Feito [et. al.] // International Nursing Review. 2019. Vol. 66, N 4. P. 577–589.

Doroszewska A. The social roles of midwives. An analysis the profession of midwife from the perspective of sociology of medical professions. Thesis for the Degree of Doctor of Philosophy, Warsaw, 2013. 303 р.

Evaluating the formation of professional identity in Iranian nursing students after implementation of a new curriculum / S. Haghighat [et. al.] // Journal of Nursing and Midwifery Sciences. 2019. Vol. 6, N 3. P. 138–143.

Erkus G., Dinc L. Turkish nurses perceptions of professional values // Journal of Professional Nursing. 2018. Vol. 34, N 3. P. 226–232.

Fitzgerald A. Professional identity: A concept analysis // Nursing Forum. 2020. Vol. 55, N 3. P. 447–472.

Forde M. Phenomenon of becoming a midwife. Thesis for the Degree of Doctor of Philosophy. Liverpool, 2014. 372 р.

Forouzadeh M., Kiani M., Bazmi S. Professionalism and its role in the formation of medical professional identity // Medical Journal of The Islamic Republic of Iran. 2018. P. 130–134.

Global Standards for Midwifery Education (revised 2021). International Confederation of Midwives. URL: https://internationalmidwives.org/assets/files/general-files/2021/09/global-standardsfor-midwifery-education_2021_en.pdf (date of access: 02.01.2023)

Halldorsdottir S., Karlsdottir S. I. The primacy of the good midwife in midwifery services: an evolving theory of professionalism in midwifery // Scandinavian Journal of Caring Sciences. 2011. Vol. 25, N 4. P. 806–817.

Hendel T., Kagan I. Organisational values and organisational commitment: do nurses' ethnocultural differences matter? // Journal of Nursing Management. 2014. Vol. 22, N 4. P. 499–505.

Investigating the factors influencing professional identity of first‐year health and social care students / K. Adams [et. al.] // Learning in Health and Social Care. 2006. Vol. 5, N 2. P. 55–68.

Midwifery Now: Narratives about Motivations for Career Choice / M. Sim-Sim [et. al.] // Education Sciences. 2022. N 12. P. 243–252.

Molodozhnikova N. M., Biryukova N. V., Lazareva J. B. Formation of professional orientation of high school students to medical profession by using ICT tools // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Vol. 15, N 1. P. 231–239.

Monrouxe L. V. Solicited audio diaries in longitudinal narrative research: a view from inside // Qualitative Research. 2009. Vol. 9, N 1. P. 81–103.

Professional identity, a neglected core concept of professional development / T. P. A. van Oeffelt [et. al.] // Identity as a Foundation for Human Resource Development. 2018. P. 237–251.

Professional Values of Nurses and Nursing Students: a comparative study / B. Poorchangizi [et. al.] // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19, N 1. P. 438–446.

Reframing medical education to support professional identity formation / R. L. Cruess [et. al.] // Academic Medicine. 2014. Vol. 89, N 11. P. 1446–1451.

Strengthening quality midwifery education for Universal Health Coverage 2030: framework for action. World Health Organization, 2019. 79 p.

Understanding perceptions of nursing professional identity in students entering an Australian undergraduate nursing degree / C. Browne [et. al.] // Nurse Education in Practice. 2018. P. 90–96.

Weis D., Schank M. J. Professional values and empowerment: a role for continuing education // The Journal of Continuing Education in Nursing. 1991. N 22 (2). P. 50–53.


Полная версия (русская)