«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 39

Особенности восприятия дистанционного обучения школьниками и студентами

Автор(ы)
И. М. Кыштымова, Л. В. Скорова
Аннотация
Обоснована важность определения отношения субъектов образования к новой дистанционной форме образования. Представлены результаты исследования семантической оценки обучающимися – студентами и школьниками – дистанционного обучения. Данные получены с помощью специализированного семантического дифференциала. Выявлено, что семантика дистанционного обучения определяется его субъектами, исходя из категорий «комфортность», «интеллектуальная продуктивность», «загруженность» и «экстернальность». Показаны различия в семантической оценке дистанционного обучения студентами и школьниками. Студенты значительно ниже оценивают «дистант» по параметру интеллектуальной продуктивности и выше – по критерию нагрузки. Девушки-школьницы более негативно относятся к дистанционному обучению по всем показателям. Полученные данные являются основанием для организации индивидуально ориентированного дистанционного образования.
Об авторах

Кыштымова Ирина Михайловна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования и развития личности, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: info@creativity.ru

Скорова Лариса Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий, кафедра психологии образования и развития личности, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: larisa.skorova@gmail.com

Ссылка для цитирования
Кыштымова И. М., Скорова Л. В. Особенности восприятия дистанционного обучения школьниками и студентами // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 39. С. 19–31. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.19
Ключевые слова
дистанционное обучение, субъекты образования, студенты, старшеклассники, пол, семантическая оценка.
УДК
159.96
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.19
Литература

Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное образование: сущность, технология и организация. М. : МЭСИ, 1999. 196 с.

Белинская Д. В., Круглова К. С., Рязанова И. В. Особенности дистанционного обучения в период самоизоляции (на примере мнений студентов ТГУ им. Г. Р. Державина) // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 3(80). С. 63–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43142084 (дата обращения: 21.02.2021).

Березницкая Н. К., Кондрашихина О. А. Отношение студентов-психологов к дистанционному обучению в период пандемии COVID-19 // Modern science. 2021. № 5-1. С. 393–399. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45736944 (дата обращения: 27.05.2021).

Виниченко М. А., Петрова И. В. Исследование отношения студентов СПО к обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44831349 (дата обращения: 17.03.2021).

Гридина В. В., Чеканушкина Е. Н. Выявление и анализ отношения студентов технического университета к дистанционному обучению // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. № 75. С. 21–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44764141 (дата обращения: 18.03.2021).

Заборова Е. Н., Глазкова И. Г., Маркова Т. Л. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 131–139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28790355 (дата обращения: 18.03.2021).

Кононов А. Н., Комиссарова А. С. Качественный анализ отношения к дистанционному формату обучения в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 17–23. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45650310_94605386.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

Лазарева О. П., Мороз Н. А. Дистанционное обучение в условиях пандемии: мнение преподавателей и студентов вуза // Siberian Socium. 2021. № 1(15). С. 50–67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44872792 (дата обращения: 18.03.2021).

Личностные факторы отношения студентов к дистанционной форме обучения / А. Б. Углова, Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, А. Н. Кошелева, В. Н. Хороших, Е. В. Рохина // Письма в Эмиссия. Офлайн. 2020. № 10. С. 2883. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44781160 (дата обращения: 21.02.2021).

Муллагалиев Н. А., Уразлина Р. В. Об отношении студентов к введению элементов дистанционного обучения // Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 188–191. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27723420 (дата обращения: 17.03.2021).

Петрова Т. Н., Пьянзина Н. Н. К вопросу об отношении студентов вуза к дистанционному обучению // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2020. № 3(108). С. 206–212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44241251 (дата обращения: 17.03.2021).

Полат Е. С. Дистанционное обучение // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2001. № 4. С. 10.

Попова Е. И., Баландин А. А., Дедюхин Д. Д. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы // Образование и право. 2020. № 7. С. 203–209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-sovremennye-realii-i-perspektivy/viewer (дата обращения: 17.03.2021).

Скидан А. В., Мельниченко А. М. Отношение преподавателей вузов Ростовской области к системе дистанционного обучения в условиях экстренного перехода // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 3. С. 49–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44056876 (дата обращения: 18.03.2021).

Тарбеева И. С., Борисова А. В. Мнение студентов об организации дистанционного обучения в вузах: проблемы и пути решения // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2021. № 1(44). С. 61–66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44888472 (дата обращения: 18.03.2021).

Харламова Е. С. Онлайн-образование: обзор технологий и прогноз на будущее // Информационно-технологический вестник. 2017. № 4. С. 182–190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32278345& (дата обращения: 21.02.2021).

Adult Learners’ Perspectives on Their Engagement in a Hybrid Learning Postgraduate Programme / E. Johnson, R. Morwane, S. Dada, G. Pretorius, M. Lotriet // Journal of Continuing Higher Education. 2018. N 66 (2). P. 88–105.

DeLacey B. J., Leonard D.A. Case study on technology and distance in education at the Harvard Business School // Educational Technology & Society. 2002. Vol. 5, N. 2. P. 13–28.

Guri-Rosenblit S. ‘Distance education’and ‘e-learning’: Not the same thing // Higher education. 2005. Vol. 49, N. 4. P. 467–493. https://doi.org/10.1007/s10734-004-0040-0

Holmberg B. Theory and Practice of Distance Education. London: Routledge. 1995. 261 p. Available at: https://smaratungga.web.id/library/repository/[Borje_Holmberg]_Theory_and_Practice_of_Distance_E(BookFi.org).pdf (date of access: 21.02.021).

Keegan D. The foundations of distance education // Interaction and communication. 1986. Vol 6. P. 89–107. Available at: http://www.c3l.uni-oldenburg.de/cde/support/readings/keegan86.pdf (date of access: 21.02.2021)

Sadeghi M. A. Shift from Classroom to Distance Learning: Advantages and Limitations // International Journal of Research in English Education. 2019. Vol. 4, N. 1. P. 80–88.


Полная версия (русская)