«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 37

Исследование процесса выбора ответа и детекции ошибок при решении простых когнитивных задач

Автор(ы)
В. А. Ковалева
Аннотация

Исследование направлено на изучение процесса ошибочного и правильного ответа при решении простых однотипных когнитивных задач в группе подростков с нормальным уровнем развития интеллекта и с диагнозом легкой умственной отсталости. С целью изучения природы ошибок были рассмотрены такие факторы, влияющие на процесс ответа, как условия предъявления стимулов, категориальная конгруэнтность стимулов и различные маркеры неосознаваемой детекции ошибок. Выявлено, что подростки без нарушений в развитии, если совершают ошибки, то по причине ориентации на скорость решения задач, а подростки с умственной отсталостью ошибаются в связи со сложностью задач и демонстрируют низкую осознанность ошибок и более низкую адаптацию после правильного ответа. В зависимости от наличия или отсутствия нарушений в развитии были получены определенные различия в процессе детекции ошибок и во влиянии условий предъявления стимулов.

Об авторах

Ковалева Валерия Алексеевна, аспирант, кафедра общей психологии, заведующая лабораторией кафедры физиологии медицинского факультета, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9, e-mail: valeria.kovaleva9419@gmail.com

Ссылка для цитирования

Ковалева В. А. Исследование процесса выбора ответа и детекции ошибок при решении простых когнитивных задач // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 37. С. 14–30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.37.14

Ключевые слова
умственная отсталость, детекция ошибок, маркеры детекции ошибок, послеошибочное замедление, феномен замедления ошибки.
УДК
159.95
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.37.14
Литература

Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб. : ДНК, 2000. 528 с.

Андриянова Н. В., Карпов А. Д. Роль сложности задачи в возникновении повторяющихся ошибок // Седьмая международная конференция по когнитивной науке Тезисы докладов. 2016. С. 115–116.

Action monitoring in major depressive disorder with psychomotor retardation / D. Schrijvers [et al.] // Cortex. 2008. Vol. 44, N 5. P. 569–579.

Consciousness, learning, and control: on the path to a theory / V. Allakhverdov [et. al.] // Implicit learning: 50 years on. Routledge, 2019. P. 71–107.

Bechtereva N. P., Gretchin V. B. Physiological foundations of mental activity // International review of neurobiology. 1969. Vol. 11. P. 329–352.

Beckmann J. F. Differentielle Latenzzeiteffekte bei der Bearbeitung von ReasoningItems // Diagnostica. 2000. Vol. 46, N 3. P. 124–129.

Bernstein P. S., Scheffers M. K., Coles M. G. H. «Where did I go wrong?» A psychophysiological analysis of error detection // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1995. Vol. 21, N 6. P. 1312–1322.

Conflict monitoring and cognitive control / M. M. Botvinick [et al.] // Psychological Review. 2001. Vol. 108, N 3. P. 624–652.

Comparative event-related potential study of performance in visual oddball task in children with autism spectrum disorder, ADHD, comorbid autism and ADHD, and neurotypical children / E. M. Sokhadze [et al.] // NeuroRegulation. 2019. Vol. 6, N 3. P. 134–134.

Cleeremans A., Destrebecqz A. Real rules are conscious // Behavioral and Brain Sciences. 2005. Vol. 28, N 1. P. 19–20.

D’Angelo M. C., Humphreys K. R. Tip-of-the-tongue states reoccur because of implicit learning, but resolving them helps // Cognition. 2015. Vol. 142. P. 166–190.

Error-related dynamics of reaction time and frontal midline theta activity in attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) during a subliminal motor priming task / M. Keute [et al.] // Frontiers in human neuroscience. 2019. Vol. 13. P. 381.

Forster S. E., Cho R. Y. Context specificity of post-error and post-conflict cognitive control adjustments // PLoS One. 2014. Vol. 9, N 3. P. e90281.

How the brain prevents a second error in a perceptual decision-making task / R. L. Perri [et al.] // Scientific reports. 2016. Vol. 6, N 1. P. 1–11.

Hsu H. M., Hsieh S. Age-related post-error slowing and stimulus repetition effect in motor inhibition during a stop-signal task // Psychological Research. 2021. P. 1–14.

Implicit learning from one’s mistakes: the negative choice aftereffect / M. Kuvaldina [et al.] // Implicit learning: 50 years on. Routledge. 2019. P. 108–132.

Janssen T. W. P., van Atteveldt N., Oosterlaan J. Error and post-error processing in children with attention-deficit/hyperactivity disorder: An electrical neuroimaging study // Clinical Neurophysiology. 2020. Vol. 131, N 9. P. 2236–2249.

Neural and behavioral traces of error awareness / H. Kirschner [et al.] // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience. 2021. Vol. 21, N 3. P. 573–591.

Näätänen R. Mismatch negativity: clinical research and possible applications // International Journal of Psychophysiology. 2003. Vol. 48, N 2. P. 179–188.

Norris D., Kinoshita S. Perception as evidence accumulation and Bayesian inference: Insights from masked priming // Journal of Experimental Psychology: General. 2008. Vol. 137, N 3. P. 434.

Pleskac T. J., Busemeyer J. R. Two-stage dynamic signal detection: a theory of choice, decision time, and confidence // Psychological review. 2010. Vol. 117, N 3. P. 864.

Post-error slowing: an orienting account / W. Notebaert [et al.] // Cognition. 2009. Vol. 111, N 2. P. 275–279.

Rabbitt P. M. A. Three kinds of error-signalling responses in a serial choice task // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1968. Vol. 20, N 2. P. 179–188.

Rammsayer T., Brandler S. Zum Zeitverhalten beim computergestützten adaptiven Testen: Antwortlatenzen bei richtigen und falschen Lösungen sind intelligenzunabhängig // Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie. 2003. Vol. 24. P. 57–63.

Shephard E., Jackson G. M., Groom M. J. The effects of co‐occurring ADHD symptoms on electrophysiological correlates of cognitive control in young people with Tourette syndrome // Journal of neuropsychology. 2016. Vol. 10, N 2. P. 223–238.

The error-related negativity: an event-related brain potential accompanying errors / W. J. Gehring et al. // Psychophysiology. 1990. Vol. 27, N 4. P. 34.

Van der Borght L., Braem S., Notebaert W. Disentangling posterror and postconflict reduction of interference // Psychonomic bulletin & review. 2014. Vol. 21, N 6. P. 1530–1536.

Wessel J. R. An adaptive orienting theory of error processing // Psychophysiology. 2018. Vol. 55, N 3. P. e13041.


Полная версия (русская)