«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 36

Разработка программы формирования модели психического и толерантности подростков в контексте инклюзивного образования

Автор(ы)
М. М. Кашапов, А. А. Волченкова
Аннотация

Цель исследования заключается в разработке с опорой на результаты, полученные в ходе реализации пилотажного этапа исследования личностных особенностей подростков, программы формирования модели психического и толерантности у подростков в контексте инклюзии. Статистический анализ обнаружил, что основными предикторами формирования толерантности были: самоотношение, самоконтроль в общении, психологическая безопасность, ситуативная и личностная тревожность, индекс агрессивности. Результаты подтвердили значимость выявленных предикторов. При разработке программы мы учитывали данные предикторы. В основу программы заложены методология модели психического (Е. А. Сергиенко), метод игровой терапии и сенсорной интеграции (Дж. Айрес, А. Банди). Данный подход позволяет подросткам сформировать собственный фундамент понимания своего внутреннего мира и другого человека.

Об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор, заведующий, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия,150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: smk007@bk.ru

Волченкова Анастасия Александровна, аспирант, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия,150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: 24Crocus95@gmail.com

Ссылка для цитирования

Кашапов М. М., Волченкова А. А. Разработка программы формирования модели психического и толерантности подростков в контексте инклюзивного образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 36. С. 38–52. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.36.38

Ключевые слова
толерантность, инклюзивное образование, подростки, ограниченные возможности здоровья, модель психического, формирование толерантности.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.36.38
Литература

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М. : Теревинф, 2018. 272 с.

Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 11. С. 32–35.

Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция. Теория и практика. М. : Теревинф, 2018. 768 с.

Кашапов М. М., Волченкова А. А. Когнитивные и регулятивные основы формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 23. С. 40–49.

Кашапов М. М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2017. Т. 22. С. 3–9.

Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е. В. Клочковой. М. : Теревинф, 2010. 240 с.

Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. М. М. Кашапова. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 428 с.

Особый ребенок. Исследования и опыт помощи : науч.-практ. сб. / под ред. М. С. Дименштейн. М. : Теревинф, 2016. 202 с.

Семаго Н. Я., Чиркова О. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие / под общ. ред. М. М. Семаго. М. : Генезис, 2011. 288 с.

Сергиенко Е. А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябинкиной. М. : Ин-т психологии РАН, 2005. С. 113–146.

Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М. : Ин-т психологии РАН, 2006. 464 с.

Солдатова Г. У. Разные, но равные: большие психологические игры / под ред.

Г. У. Солдатовой. М. : Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. 336 с.

A meta-analytic review of age differences in theory of mind / J. D. Henry [et al.] // Psychology and Aging. 2013. Vol. 28, N 3. P. 826–839.


Полная версия (русская)