«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 35

Развитие самоконтроля письма младших школьников в инклюзивном образовательном пространстве

Автор(ы)
И. Ю. Мурашова, Е. А. Серебренникова
Аннотация

Актуальность работы определяется необходимостью изучения сформированности разных видов самоконтроля письма у младших школьников с нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием для определения эффективных направлений психолого-педагогической работы по его развитию в условиях инклюзии. Приводятся результаты изучения самоконтроля письма учащихся из вторых инклюзивных классов общеобразовательной школы, осваивающих как общеобразовательную программу начального общего образования, так и адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи по варианту 5.1. Устанавливается, что не только у детей с речевыми нарушениями слабо сформированы все виды самоконтроля письма, часть учащихся и без патологии речи также не достигла достаточных уровней. Предлагаются направления формирования самоконтроля письма в инклюзивном образовательном пространстве.

Об авторах

Мурашова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: irinangarsk@yandex.ru

Серебренникова Екатерина Александровна, студент 4-го курса бакалавриата, очная форма обучения, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: apelcinchic1998@gmail.com

Ссылка для цитирования

Мурашова И. Ю., Серебренникова Е. А. Развитие самоконтроля письма младших школьников в инклюзивном образовательном пространстве // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 35. С. 84–96. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.35.84

Ключевые слова
младшие школьники, второклассники, самоконтроль письма, письменно-речевая деятельность, нормальное развитие речи, нарушения речи, инклюзия.
УДК
37.015.3+159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.35.84
Литература

Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.

Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М. : Знание, 1981. 210 с.

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М. : Издательство Московского университета, 1974. 102 с.

Жданова Н. М., Мальцева Е. С. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 26–29.

Кузь Н. А. Логопедическая работа по развитию программирования, регуляции и контроля в письме учащихся 5 класса школы VII вида : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010. 366 с.

Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития : учеб. пособие / под ред. Л. С. Волковой. СПб. : Детство-пресс, 2004. 208 с.

Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования : учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М. : Академия, 2002. 352 с.

Мурашова И. Ю., Аксаментова А. В. Недостатки письма обучающихся второго класса общеобразовательной школы с нарушениями речи // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 3. С. 57–60.

Нодельман В. И. Письменная речь: развитие, нарушения, диагностика, коррекция: учеб. пособие. Иркутск : Изд-во Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2013. 156 с.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Русский язык, 1–4 класс. Итоговое тестирование. М. : АСТ : Астрель, 2011. 64 с.

Шурыгина И. А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 205 с.


Полная версия (русская)