«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 33

Исследование ценностей предпринимателей разных социально-демографических групп

Автор(ы)
Т. А. Терехова, Е. Л. Трофимова, Г. П. Геранюшкина
Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление жизненных ценностей – терминальных и инструментальных, а также профессиональных и экосберегающих ценностей различных социально-демографических групп предпринимателей. В исследовании приняли участие 90 предпринимателей малого бизнеса г. Иркутска и Иркутской области. Было выявлено, что преобладающими у опрошенных предпринимателей ценностями-целями являются материальная обеспеченность, активный образ жизни, друзья. Наиболее высокий рейтинг имеет инструментальная ценность «эффективность в делах». Как привлекательные профессиональные ценности отмечаются получение прибыли, самостоятельность и независимость. Также подтверждены различия в системе ценностей предпринимателей разных социально-демографических групп, и обнаружены связи между ценностями и выбором стратегий экономического поведения.

Об авторах

Терехова Татьяна Александровна, доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: terehovata@mail.ru 

Трофимова Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, базовая кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: trofimova-bgy@mail.ru 

Геранюшкина Галина Петровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: gergp@mail.ru

Ссылка для цитирования

Терехова Т. А., Трофимова Е. Л., Геранюшкина Г. П. Исследование ценностей предпринимателей разных социально-демографических групп // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 33. С. 69–88. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.69

Ключевые слова
терминальные ценности, инструментальные ценности, профессиональные ценности, экосберегающие ориентации, предприниматели
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.69
Литература

Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект-Пресс, 2008. 363 с.

Власов П. К. Система ценностей предпринимателя как ключевое условие для создания организации // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015. Т. 4, № 3. С. 40–47.

Вяткин А. П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения : монография. Иркутск : БГУЭП, 2004. 228 с. 

Сравнительный анализ ценностей молодых российских и китайских предпринимателей в координатах менеджмента: методика исследования и некоторые выводы / П. П. Дерюгин, Л. А. Лебединцева, Ц. Цзинь, А. С. Шиляева // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : материалы VII Международной научно-практической конференции. Благовещенск – Хэйхэ, 22–23 мая 2017. Благовещенск : Издательство БГПУ, 2017. С. 26–271.

Дерюгин П. П., Лебединцева Л. А., И Ши. Применение сетевого анализа в сравнительных исследованиях ценностей российских и китайских предпринимателей // II Готлибовские чтения: фундаментальные и актуальные проблемы востоковедения и регионоведения стран АТР : материалы Междунар. науч. конф. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. С. 90–96.

Каган М. С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб. : Лань, 1998. 448 с.

Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. С. 59–68.

Карнышев А. Д. Личность и экономическая социализация // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы : материалы Седьмой научно-практической конференции для круглого стола IV Байкальского экономического форума / под общ. ред. А. Д. Карнышева. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. 396 с.

Карнышев А. Д., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологические аспекты М. : Институт психологии РАН, 2017. 480 с.

Кородюк И. С., Солодков М. В., Борисова А. О. Особенности интеграции ма­лого предпринимательства в структуру национальной экономики в современных условиях // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, № 3. С. 444–452. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2019.29(3).444-452

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Наука, 1975. 304с.

Малахаева С. К., Уварова М. Ю., Кедярова Е. А. Исследование ценностных ориентаций российских студентов, обучающихся в Китае // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 4. 

Немировский В. Г. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи: постнеклассический подход. Красноярск : РИЦ КрасГУ, 2006. 272 с.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999. 502с. 

Позняков В. П. Ценностные ориентации российских предпринимателей с разным психологическим типом экономического самоопределения // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2019. С. 354–360.

Туренко Б. Г., Туренко Т. А. О новом подходе к формированию стратегии развития предприятий малого бизнеса // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, № 3. С. 484–490. 

Хащенко Т. Г. Психолого-педагогическая концепция формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2016. 45 с.

Шавкунова И.С. Рациональность как характеристика процесса принятия решений: сравнительный анализ разнопарадигмальных подходов // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, № 2. С. 289–296. 

Якимова Е. М. К вопросу о фундаментальности предпринимательской деятельности как научной категории // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9, № 1. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2018.9(1).1

Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

Burris V. L. Stages in the development in economic concepts // Human Development. 1983. Vol. 36. P. 163–181.


Полная версия (русская)