«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 32

Психологические особенности феномена агрессивности в старшем подростковом возрасте

Автор(ы)
Т. Н. Харланова
Аннотация

Осуществлен анализ основных концептуальных положений по изучению феномена агрессивности как индивидуально-типологического проявления в старшем подростковом возрасте. Необходимость изучения феномена агрессивности в старшем подростковом возрасте определяется рядом ключевых причин. Во-первых, агрессивность как поведенческое проявление становится существенной аффективно-деструктивной проблемой, приводящей к «экстремальным» явлениям (девиации поведения). Во-вторых, последствия проявления агрессивных действий могут быть достаточно опасными: от академической неуспешности до появления психологических расстройств. В-третьих, агрессия как тотально распространенное явление на современном этaпе развития общества все чаще воспринимается как нормальная реакция на нежелательные окружающие влияния, что само по cебе является отклонением от нормы.

Об авторах

Харланова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии, Севастопольский государственный университет, Россия, 299045, г. Севастополь, пр. Гагарина, 13, e-mail: harlanova76@mail.ru

Ссылка для цитирования

Харланова Т. Н. Психологические особенности феномена агрессивности в старшем подростковом возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 32. С. 86–94. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.86

Ключевые слова
агрессия, агрессивность, старший подростковый возраст, социокультурный подход, аффект
УДК
159.922.86/159.922.27
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.86
Литература

Абрамова Т. С. Возрастная психология. М. : Академия, 1997. 693 с.

Агрессия у детей и подростков / под ред. Н. М. Платоновой. СПб. : Речь, 2004. 336 с.

Айхорн А. Трудный подросток. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. 377 с.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. : Прайм-Еврознак, Нева, 2002. 510 с.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. : Педагогика, 1991. 144 с.

Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 75-79.

Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 2. С. 56-72.

Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 2000. 20 с.

Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2001. 992 с.

Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов : учеб.-метод. пособие / П. Д. Кухарчик [и др]. Минск : БГПУ, 2008. 195 с.

Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб. : Лань, 1999. 199 с.

Паренс Г. Агрессия наших детей. М. : Форум, 2007. 182 с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2000. 656 с.

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие. М. : Флинта, 2003. 96 с.


Полная версия (русская)