«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 32

Психологические особенности подростков с различными показателями учебной нагрузки

Автор(ы)
Е. Л. Аршинская, Г. С. Корытова
Аннотация

Рассматриваются психологические особенности обучающихся подросткового возраста с различными показателями учебной нагрузки. В научный оборот вводится понятие «оптимальная учебная нагрузка». Обосновывается необходимость оценивания учебной нагрузки по двум критериям: объективному – количественному – и субъективному, который предполагает оценку школьником собственной учебной нагрузки. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между различными показателями, составляющими учебную нагрузку обучающихся 6–8-х классов, и их психологическими особенностями, успеваемостью, распределением свободного времени. Дана характеристика психологических особенностей четырех групп школьников: с высокой, завышенной, достаточной и низкой учебной нагрузкой. Выявлены группы повышенного риска в отношении возникновения учебных перегрузок в подростковом возрасте.

Об авторах

Аршинская Елена Леонидовна, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: arshinska@bk.ru 

Корытова Галина Степановна, доктор психологических наук, профессор, заведующий, кафедра психологии развития личности, Томский государственный педагогический университет, Россия, 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60, e-mail: gkorytova@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Аршинская Е. Л., Корытова Г. С. Психологические особенности подростков с различными показателями учебной нагрузки // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 32. С. 3–16. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.3

Ключевые слова
обучающиеся подросткового возраста, учебная нагрузка, учебные перегрузки, оптимальная учебная нагрузка
УДК
159.9:37.015.3
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.3
Литература

Аршинская Е. Л. Восприятие учебной нагрузки школьниками различных типов образовательных учреждений // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 176–181.

Аршинская Е. Л., Корытова Г. С. Взаимодействие психолога и педагогов школы по решению основных задач психопрофилактики // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 4 (32). С. 109–116. 

Аршинская Е. Л., Корытова Г. С., Корытова А. И. Психологические предикторы и факторы риска учебных перегрузок у обучающихся основной общеобразовательной школы // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 3 (25). С. 82–93. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-3-82-93

Баева И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. СПб. : Речь, 2002. 236 с.

Безруких М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. М. : Первое сентября, 2006. 144 с.

Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психологические основы конструирования учебной информации // Психол. журн. 1993. Т. 14. № 6. С. 35–45. 

Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. СПб. : Речь, 2008. 688 с.

Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. М. : Институт детства РАО, 2014. 455 с.

Дубровина И. В., Круглов Б. С. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет. М. : Педагогика, 1988. 192 с.

Ипполитов Ф. В. К проблеме учебной перегрузки школьников // Вопросы психол. 1980. № 2. С. 160–166.

Каракашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С. Синдром высоких учебных нагрузок у детей младшего школьного и подросткового возраста // Педиатрическая фармакология. 2017. Т. 14. № 1. С. 7–23.

Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников при когнитивной нагрузке // Новые исследования. 2016. № 2. С. 36–44.

Корытова Г. С. Совладание с психологическим стрессом в профессиональной педагогической деятельности. Иркутск : Иркутский государственный педагогический университет, 2009. 363 с.

Корытова Г. С., Черкасова О. А. Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С. 193–197. 

Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте. Саратов : Вузовское образование, 2015. 235 c.

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара : Бахрах-М, 2001. 672 с.

Сергиенко Е. А., Реан А. А. Психология подростка: полное руководство. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 432 с.

Сысоев В. Н. Тест Ландольта. СПб. : Иматон, 2003. 31 с.

Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М. : МПСИ, 2004. 672 с.


Полная версия (русская)