«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 28

Особенности творческого мышления депривированных учащихся школы музыкантских воспитанников

Автор(ы)
Е. С. Лутошлива, С. А. Птицына
Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования творческого мышления депривированных подростков – учащихся школы музыкантских воспитанников. Творческое мышление рассматривается как процесс создания принципиально нового продукта деятельности, а также активного поиска человеком новых, нетривиальных решений. На основе проанализированных подходов к проблеме творческого мышления выделены особенности творческого мышления в целом. В работе доказывается, что для депривированных учащихся школы музыкантских воспитанников характерны низкий уровень развития вербального и невербального творческого мышления в целом, снижение такой особенности, как оригинальность невербального творческого мышления, а также преобладание вербального мышления над невербальным.

Об авторах

Лутошлива Екатерина Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: eka3676@yandex.ru

Птицына Светлана Александровна, магистрант, факультет психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: swetl.ptitsyna2014@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Лутошлива Е. С., Птицына С. А. Особенности творческого мышления депривированных учащихся школы музыкантских воспитанников // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 58–72. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.58

Ключевые слова
творческое мышление, особенности творческого мышления, депривация, депривированные подростки
УДК
159.955:78
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.58
Литература

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М. : Сов. радио, 1979. 105 с. 

Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М. : Знание, 1983. 96 с.

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Модэк, 1996. 392 с.

Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопр. психологии. 1992. № 1. С. 124–128.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление / общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М. : Прогресс, 1987. 336 с.

Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления М. : Прогресс, 1965. 397 с.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2007. 368 с.

Дубровина И. В., Лисина М. И. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи // Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной. А. Г. Рузской. М. : Педагогика, 1990. С. 8–22. 

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2009. 434 с.

Матюшкина А. А. Творческое мышление как предмет исследования в отечественной психологии: научные школы О. К. Тихомирова, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 2008. № 2. С. 102–111.

Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психол. журн. 1980. Т.1, № 5. С. 43–53. 

Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Наука, 1976. 304 с.

Пономарёв Я. А. Психология творения. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Модэк, 1999. 475 с.

Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М. : Тривола, 1996. 600 с.

Степанов С. Ю. Мышление творческое // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / сост. И. Т. Касавин. М. : Канон+, Реабилитация, 2009. 1248 с. 

Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М. : Изд. Моск. ун-та, 1969. 304 с.

Тихомиров О. К. Психология мышления : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.

Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. : Дидактика Плюс, 2002. 44 с.

Усманская Е. Г. Психологические особенности переживания одиночества подростками в условиях депривации // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. 2012. Т. 8, № 10-2. С. 163–165. 

Чернецкая Н. И. Творческое мышление как высшая форма мышления // Вестн. Адыг. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 225–230.

Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2015. 50 с. 

Ярославцева И. В. Особенности развития депривированного подростка // Сиб. психол. журн. 2005. № 21. С. 139–141.

Ярославцева И. В. К вопросу о психологическом механизме депривированного развития // Изв. ИГУ. Сер. Психология. 2012. Т. 1, № 1. С. 93–100.

Ярославцева И. В. Психическая депривация в детском и подростковом возрасте : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. 190 с.

Torrance E. P. Education and creative potential. Minneapolis : University of Minnesota, 1963. 180 p.


Полная версия (русская)