«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 27

Особенности связи копинг-стратегий и профессионального выгорания у педагогов с разным стажем

Автор(ы)
А. А. Киселева, В. В. Козлов, М. Ю. Кузьмин
Аннотация

Представлено исследование, направленное на выяснение особенностей связи копинг-стратегий и профессионального выгорания у педагогов с разным стажем. Анализируя полученные результаты, авторы приходят к выводу о том, что молодые педагоги в большей степени руководствуются непродуктивными копинг-стратегиями («Бегство-избегание», «Дистанцирование», «Конфронтация»). При этом уровень их профессионального выгорания сравнительно низок. В то же время педагоги со стажем, демонстрируя высокую выраженность продуктивных копинг-стратегий («Самоконтроль» и «Планирование решения проблем»), одновременно показывают большее число симптомов выгорания. Делается вывод, что нагрузка, которую испытывают педагоги со стажем, оказывается выше, чем их адаптивные способности. В качестве пути решения данной проблемы авторы предлагают метод группового консультирования и намечают его этапы.

Об авторах

Киселева Анастасия Андреевна, методист, Институт развития образования Иркутской области, Россия, 664023, г. Иркутск, ул. Лыткина, 75а, e-mail: a.kiseleva@iro38.ru 

Козлов Владимир Васильевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий, кафедра социальной и политической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: kozlov@zi-kozlov.ru 

Кузьмин Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: mirroy@mail.ru

Ссылка для цитирования

Киселева А. А., Козлов В. В., Кузьмин М. Ю. Особенности связи копинг-стратегий и профессионального выгорания у педагогов с разным стажем // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 45–57. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.45

Ключевые слова
копинг-стратегии, совладающее поведение, педагоги, профессиональное выгорание, профессиональный стаж
УДК
159.9.07
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.45
Литература

Артемьева Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 79–82.

Валеева В. Г. Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Психология. 2013. С. 26–37

Вассерман Л. И., Абаков В. А., Трофимова Е. А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. СПб. : Речь, 2010. 192с. 

Козлов В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска или освящение повседневности. М. : Психотерапия, 2007. 528 с.

Козлов В. В. Психология кризиса. М. : Ин-т консультирования и систем. решений, 2014. 250 с.

Косаренко Ю. А., Чернобровкина С. В. Копинг-стратегии как фактор профессионального выгорания педагогов школы и дошкольных учреждений // Молодёжь третьего тысячелетия : сб. науч. ст. 2017. С. 1561–1566.

Ледовская Т. В. Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных этапах профессиональной деятельности // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 2017. С. 288–292.

Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях / Л. И. Вассерман, [и др.]. СПб. : Психоневрол. Ин-т им. В. М. Бехтерева, 2008. 35 с.

Михальцова Л. П. К вопросу об эмоциональном выгорании педагогов как проявлении профессионального травматизма // Сб. конф. НИЦ Социосфера. 2014. № 7. С. 16–17.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.

Старченкова Е. С., Ячанова А. Ю. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у педагогов на разных этапах профессионализации // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 196–201.

Arikewuyo M. O. Stress management strategies of secondary school teachers in Nigeria // Educational Research. 2004. Vol. 46(2). P. 195–207. http://doi.org/10.1080/0013188042000222467

Benevene P., Callea A. Teachers’ Burnout: A Comparison between Lay and Consecrated Teachers // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2011. Vol. 1(3). P. 577–584

Griffith J., Steptoe A., Cropley M. An investigation of coping strategies associated with job stress in teachers // British Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 69(4). P. 517–531. http://doi.org/10.1348/000709999157879

Yorulmaz Y. I., Altınkurt Y. (2018). The examination of teacher burnout in Turkey: A meta-analysis // Turkish Journal of Education. 2018. Vol. 7 (1). P. 34–54 http://doi.org/10.19128/turje.348273


Полная версия (русская)