«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2015. Том 13

Целевая значимость мотивации в учебной деятельности будущих педагогов

Автор(ы)
В. С. Карапетян
Аннотация
Рассматриваются различные проявления мотивации в плане сдвигов отдельных мотивов в учебной деятельности, ориентированных на значимые цели учения. Мотивация как система причин не охватывает всевозможные причинно-следственные связи, а это на языке деятельностного подхода предполагает включение систематизированных и обобщенных действий. Динамическая система мотивации учения студентов естественно-научных и гуманитарных академических групп Армянского педуниверситета демонстрирует рост некоторых показателей учения на втором курсе и дальнейший спад данных по показателям внешних мотивов. Комплексное изучение разнообразных блоков мотивов обнаруживает несогласованность данных, несмотря на то что второй курс отмечается ростом отдельных показателей учения и мотивов профессионального становления.
Ключевые слова
учебная деятельность, мотивация, мотивы обучения и учения, цель познавательной деятельности, сдвиг мотивов
УДК
159.9.072
Литература

1. Асеев В. Г. Мотивация и формирование личности / В. Г. Асеев. – М. : Мысль, 1976. – 158 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.

4. Карапетян В. С. Мотивация в структуре учебной деятельности, пути ее формирования / В. С. Карапетян // Тр. Междунар. науч. конф., 24–29 марта 2014 г. – Цахкадзор, 2014. – С. 152–156.

5. Карапетян В. С. Психологические проблемы овладения знаково-символической деятельностью / В. С. Карапетян. – Тбилиси : Мецниереба, 2001. – 91 с.

6. Карапетян В. С. Соотношение учебной мотивации и образовательных ценностей в естественно-научных потоках высшего педагогического образования [Электронный ресурс] / В. С. Карапетян, М. А. Келоян // Universum: Психология и образование : электрон. науч. журн. – 2014. – № 5/6(6). – URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1378.

7. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – М. : Наука, 1988. – 192 с.

8. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Педагогика, 1983. – 64 с.

9. Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / С. А. Пакулина, С. М. Кетько // Психол. наука и образование. – 2010. – № 1. – URL: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885.

10. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 416 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2009. – 592 с.

12. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с.


Полная версия (русская)