«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2014. Том 9

Значимый другой в телевизионном общении

Автор(ы)
Л. В. Матвеева, Е. Е. Петракова
Аннотация

В работе рассматривается понятие значимого другого в применении к телевизионному общению. Телевизионный герой может выступать объектом личностной идентификации для зрителя-подростка. В рамках данного подхода ставится задача исследовать, как авторы телевизионных передач для подростков воспринимают своих зрителей, а зрители воспринимают авторов телепередач. Основной метод исследования – интервьюирование тележурналистов и подростков (всего 191 человек). В выводах отмечается, что тележурналисты при создании телепередачи ориентируются на негативный образ своего зрителя, тогда как подростки воспринимают телевизионных авторов неоднозначно.

Ключевые слова
межличностное общение, опосредствованное общение, значимый другой, самоидентификация личности, картина мира человека, коммуникативные ожидания, телевизионные образы, образы партнеров по общению, автор телевизионной передачи для подростков, телезритель-подросток
УДК
316.77
Литература

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.– М. : Ис-кусство, 1986. – 445 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 422 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.

4. Большой энциклопедический словарь. – СПб. : Сов/ энцикл. Фонд «Ленингр. галерея», 1994. – 1632 с.

5. Гольдберг Л. Р. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках / Л. Р. Гольдберг, А. Г. Шмелев // Психол. журн. – 1993. – Т. 14, № 4. – С. 32–40.

6. Даль В. Толковый словарь : в 4 т. / В. Даль. – М. : Терра, 1994. – 3600 c/

7. Карабанова О. А. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач / О. А. Карабанова, А. И. Подпольский // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М. : Аспект-Пресс, 2002. – С. 149 – 165.

8. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций / О. А. Карабанова. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 239 с.

9. Кун М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальная психология : тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 180–187.

10. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. – М. : РИП-холдинг, 2004. – 316 с.

11. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : Апрель-Пресс Эксмо-Пресс, 2000. – 352 с.

12. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений / З. Фрейд. – М. : Просвещение, 1989. – 450 с.

13. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 448 с.

14. Шариков А. В. Особенности восприятия телесериала «Элен и ребята» московскими школьниками / А. В. Шариков, Ю. Н. Кузнецова // Психолог. журн. – 1998. – Т. 19, № 2. – С. 105–118.

15. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М. : Прогресс, 1969. – 544 с.

16. Шмелев А. Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала / А. Г. Шмелев // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1982. – № 2. – С. 62–64.

17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 555 с.

18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Про-гресс, 1996. – 344 с.


Полная версия (русская)