«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 17

К проблеме детского двуязычия и «инокультурности»

Автор(ы)
Е. Л. Инденбаум
Аннотация

Рассматривается проблема преодоления школьных трудностей, связанных с двуязычием и этнокультурной принадлежностью ребенка. Приводится краткий теоретический анализ проблемы. Обосновывается необходимость дифференцированной оценки характера двуязычия. Предлагается учет психологических отличий, лежащих в основе детских трудностей. Выводы делаются на основании эмпирических исследований автора и анализа литературных данных. К числу значимых факторов, помимо познавательных и языковых способностей, относится возраст ребенка, вариант его двуязычия, степень «инокультурности», аккультурационная стратегия родителей. В зависимости от сочетания перечисленных факторов можно давать прогноз успешности аккультурации ребенка. На этой основе рекомендуется дифференцировать педагогические стратегии, а также пути психокоррекционного воздействия.

Ключевые слова
дети, трудности обучения, двуязычие, аккультурационные стратегии, ценности, прогноз, психокоррекция
УДК
371.3+376.7
Литература

1. Бакшиханова С. С. Диагностика дефектов речи в условиях двуязычия: психолингвистический аспект / С. С. Бакшиханова. – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. – 143 с.

2. Бейн Б. Билингвистическое воспитание детей (вновь обращаясь к Л. Выготскому и А. Лурия) / Б. Бейн, А. Ю. Панарин, И. А. Панарин // Психол. журн. – 1994. – № 1. – С. 68–81.

3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры : избр. психол. тр. / Л. С. Выготский под ред. М. Г. Ярошевский. – М. Воронеж : МОДЭК, 1996. – 510 с.

4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. – М. : АСТ, 2001. – 512 с.

5. Дунаева З. М. Итоги клинико-психологического обследования учащихся вторых классов КРО школ Москвы / З. М. Дунаева, Л. И. Ростягайлова // Дефектология. – 2000. – № 6. – С. 40–44.

6. Инденбаум Е. Л. Дети Севера: проблемы психического здоровья / Е. Л. Инденбаум, В. Т. Манчук Иркут. гос. пед. ун-т. – Иркутск Красноярск : Изд-во ИГПУ [Б. и.], 2006. – 114 с.

7. Инденбаум Е. Л. Проблемы аккультурации детей малочисленных народов Севера в едином образовательном пространстве / Е. Л. Инденбаум // Кросс-культурная психология: актуальные проблемы / под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. – СПб., 2005. – С. 250–266.

8. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: сб. статей / под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 377 с.

9. Кудрявцев В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания / В. Т. Кудрявцева // Психол. журн. – 1998. – Т.19, № 3. – С. 17–33.

10. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование / А. Р. Лурия. – М. : Наука, 1974. – 172 с.

11. Магин Н. С. Психологические вопросы бытового двуязычия в зарубежной литературе / Н. С. Магин // Вопр. психологии. – 1969. – № 2. – С. 153–160.

12. Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера / В. С. Мухина // Психол. журн. – 1988. – Т. 9, № 4. – С. 44–58.

13. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник / отв. ред. Л. И. Белякова. – М. : Прометей, МПГУ, 2005. – 500 с.

14. Психология и культура : пер. с англ. / под ред. Д. Мацумото. – СПб. : Питер, 2003. – 718 с.

15. Сивакова Ю. Н. Речевое развитие личности в условиях билингвизма Крайнего Севера : автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю. Н. Сивакова. – СПб., 1998. – 18 с.

16. Тихомандрицкая О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы: методические аспекты / О. А. Тихомандрицкая, Е. М. Дубовская // Мир психологии. – 1999. – № 3. – С. 80–98.

17. Яцикевичюс А. И. Психология формирования многоязычия : автореф. дис. … д-ра психол. наук / А. И. Яцикевичюс. – Вильнюс, 1970. – 34 с.


Полная версия (русская)