«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2012. Том 2

Интегральный подход к развитию разных видов творческого мышления подростков

Автор(ы)
Н. И. Чернецкая
Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу результативности авторской развивающей программы, модифицированной для разных видов творческого мышления подростков: системно-теоретического, образно-практического и лабильно-логического. Программа была апробирована на выборке подростков г. Ангарска, которые вошли в три тренинговые группы – по одной для каждого вида творческого мышления. Было доказано, что авторская программа эффективна для всех трех видов творческого мышления. Подробно проанализированы количественные и качественные сдвиги в творческом мышлении разных видов.

Ключевые слова
творчество, творческое мышление, виды мышления, интегральная концепция творческого мышления
УДК
159.955-053.6
Литература

1. Давыдов В. В. Уровень планирования как условие рефлексии / В. В. Давыдов, А. З. Зак // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск, 1987. – С. 46–47.

2. Дрязгунов К. В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания / К. В. Дрязгунов // Образование и общество. – 2003. – № 1. – С. 40–49.

3. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения / Е. В. Заика // Вопр. психологии. – 1993. – № 2. – С. 54–62.

4. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся / Е. В. Заика // Вопр. психологии. – 1990. – № 6. – С. 86–92.

5. Клегг Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления / Б. Клегг. – М. : Астрель, 2004. – 392 с.

6. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Ю. Козелецкий. – М. : Прогресс, 1979. – 504 с.

7. Кэрролл Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. – 192 с.

8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. – М. : Просвещение, 1990. –160 с.

9. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О’Коннор. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 256 с.

10. Чернецкая Н. И. Развитие творческого мышления школьников. Программа тренинговых занятий : метод. указания / Н. И. Чернецкая. – Иркутск, 2002. – 40 с.

11. Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьников: особенности, диагностика и развитие : монография / Н. И. Чернецкая. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007. – 146 с.

12. Чернецкая Н. И. Изучение типологической структуры творческого мышления как интегрального образования методом кластерного анализа / Н. И. Чернецкая // Гуманизация образования. – 2010. – № 6. – С. 19–25.

13. Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Н. Б. Шумакова // Вопр. психологии. – 1986. – № 1. – С. 53–59.


Полная версия (русская)