«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 54

Развитие зрительно-пространственных функций в городской и сельской популяции детей

Автор(ы)

В. М. Поляков, Л. В. Рычкова, Ж. В. Прохорова, И. А. Черевикова, Н. С. Васильева1

1Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, г. Иркутск, Россия 

Аннотация
Анализируется развитие зрительно-пространственных процессов у городских и сельских детей. Показано, что в 4 года результаты и характер выполнения пробы у городских и сельских детей оказались примерно одинаковыми. В 5–6 лет выявлялось отчетливое преимущество сельских детей в развитии зрительно-пространственных представлений, которое продолжало сохраняться до окончания начальной школы. Окружающая среда, в которой происходит онтогенез ребенка, оказывает не меньшее влияние на восприятие пространства и зрительно-пространственные функции, чем социально-экономические условия. Отмечается, что преимущество популяции сельских детей в зрительно-пространственных представлениях, вероятно, связано с тем, что «участок освоения» пространства у них больше и менее структурирован, что способствует более ранней активизации зрительно-пространственных функций и созреванию обеспечивающих ее мозговых структур.
Об авторах

Поляков Владимир Матвеевич, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста. Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16 e-mail: vmpolyakov@mail.ru

Рычкова Любовь Владимировна, доктор медицинских наук, профессор, членкорреспондент РАН, директор. Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16 e-mail: iphr@sbamsr.irk.ru

Прохорова Жанна Владимировна, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией психонейросоматической патологии детского возраста. Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16 e-mail: proxorowa.janna2011@yandex.ru

Черевикова Ирина Александровна, младший научный сотрудник, лаборатория психонейросоматической патологии детского возраста. Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16 e-mail: gothic.craze@mail.ru

Васильева Надежда Сергеевна, лаборант-исследователь лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста. Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16 e-mail: wasns-irk@mail.ru

Ссылка для цитирования
Развитие зрительно-пространственных функций в городской и сельской популяции детей / В. М. Поляков, Л. В. Рычкова, Ж. В. Прохорова, И. А. Черевикова, Н. С. Васильева // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 54. С. 40–58. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.54.40
Ключевые слова
зрительно-пространственные функции, среда, популяции, городские и сельские дети
УДК
159.931-053.5
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.54.40
Литература
  1. Актуализация потенциала нейропсихологических упражнений в образовательном процессе начальной школы / И. Н. Разливинских [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 4. С. 201–208. https://doi.org/10.17513/snt.39133
  2. Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и групповые различия в поведении. М. : Эксмо Пресс : Апрель Пресс, 2001. 752 с. 
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2008. 320 с.
  4. Баранов А. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков // Вестник Российской академии медицинских наук. 2012. Т. 67. № 8. С. 26–33. 
  5. Воронова М. Н., Корнеев А. А., Ахутина Т. В. Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2013. № 4. С. 48–64. 
  6. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2019. 264 с. 
  7. Кинтанар Л., Соловьева Ю., Лазаро Э. Луриевский подход в нейропсихологическом обследовании школьников города и деревни в Мексике // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2002. № 4. С. 85–94. 
  8. Маслэнд Р. Как мы видим? Нейробиология зрительного восприятия. М. : Альпина Паблишер, 2022. 304 с. 
  9. Мацумото Д. Психология и культура. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 678 c. 
  10. Методы нейропсихологического обследования детей 6–8 лет / Т. В. Ахутина [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2016. № 2. С. 51–58. 
  11. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Сборник докладов I Международной конференции памяти А. Р. Лурия / под ред. Т. В. Ахутиной. М. : Изд-во РПО, 1998. C. 201–208. 
  12. Поляков В. М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций // А. Р. Лурия и психология XXI века : докл. Второй междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. М. : Смысл, 2003. С. 198–206. 
  13. Поляков В. М. Развитие высших психических процессов в городской и сельской популяциях детей // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4, № 1. С. 9–16. 
  14. Развитие кинестетической и пространственной основы движений в городской и сельской популяции детей / В. М. Поляков [и др.] // Acta biomedical scientifica. 2025. Т. 10, № 2. С. 1–11. https://doi.org/10.29413/ABS.2025-10.2.18
  15. Тыналиева Б. К. Межполушарная асимметрия головного мозга жителей горных районов Кыргызстана // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М. : НИИ мозга РАМН, 2005. С. 310–315. 
  16. Фотекова Т. А., Захаренко Н. В., Масалович Ю. М. Особенности высших психических функций сельских и городских детей // Международна научна школа «Парадигма». Лято. 2015. Т. 4, № 8. С. 377–382. 
  17. Ыжикова Е. А. Психофизиологическая и морфофункциональная характеристика подростков 14–15 лет алтайской и русской национальности : дис. … канд. биол. наук. Новосибирск, 2000. 135 с. 
  18. Baldwin В. Т., Fillmore E. A., Hadley L. Farm children: an investigation of rural child life in selected areas of iowa. N. J. : Appleton-Century-Crofts, 1930. 337 р. 
  19. Bond M. Wayfinding. The art and science of how we find and lose our way. Minsk : Picador, 2021. 288 p. 
  20. Epstein R., Kanwicher N. A. A cortical representation of the local visual environment // Nature. 1998. Vol. 392, N 6676. P. 598–601. 
  21. Global urbanicity is associated with brain and behavior in young people / J. Xu [et al.] // Nature Human Behavior. 2022. Vol. 6, N 2. P. 279–293. https://doi.org/10.1038/s41562-021-01204-7
  22. Green is not the same as green: differentiating between the association of trees and open green spaces with children’s brain structure in the Netherlands / S. Kühn [et al.] // Environment and Behavior. 2023. Vol. 55. N 5. P. 311–334. https://doi.org/10.1177/00139165231183095
  23. Kühn S., Gallinat J. Environmental neuroscience unravels the pathway from the physical environment to mental health // Nature Mental Health. 2024. N 2. P. 263–269. https://doi.org/10.1038/s44220-023-00137-6 
  24. Peculiarities of ontogenesis of brain functional systems in urban and village children / V. M. Polyakov [et al.] // International journal of psychophysiology. 2008. Vol. 69, N 3. P. 297–298. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2008.05.288
  25. Ramachandran V. S. Encyclopedia of human behavior. London : Academic Press, 2012. 300 p. 
  26. Residential trajectories across the life course and their association with cognitive functioning in later life / D. Orsholits [et al.] // Scientific Reports. 2022. Vol. 12, N 1. P. 17004. https://doi.org/10.1038/s41598-022-18501-4 
  27. The development of context-sensitive attention in urban and rural Brazil / P. Mavridis [et al.] // Frontiers in psychology. 2020. N 11. P. 1623. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01623 
  28. Urban environment during pregnancy and childhood and white matter microstructure in preadolescence in two European birth cohorts / A. C. Binter [et al.] // Environmental Pollution. 2024. N 346. Art. 123612. https://doi.org/10.1016/j.envpol.2024.123612
  29. Urbanicity-perspectives from neuroscience and public health: a scoping review / B. Senkler [et al.] // International journal of environmental research and public health. 2022. Vol. 20, N 1. Art. 688. https://doi.org/10.3390/ijerph20010688
  30. Xia H., Chen R. Impacts of physical living environment on spatial learning // Environment and Behavior. 2023. Vol. 63, N 4. P. 7–23. https://doi.org/10.31234/osf.io/b436v



Полная версия (русская)