«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 54

Ситуационно-психологические аспекты восприятия и интерпретации художественного текста

Автор(ы)

V. I. Kabrin, B. O. Emelianenko1

1National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

Аннотация
Представлены результаты исследования, раскрывающего роль актуальной жизненной ситуации в процессах восприятия и интерпретации рассказа Г. Грина «Невидимые японские джентльмены». Выявлено, что у участников, находящихся в субъективно более благоприятной жизненной ситуации, шире рамка восприятия и более глубокое понимание прочитанного текста. Отмечается, что респонденты с более высоким уровнем негативных переживаний реже соотносят сюжет с личным опытом, более критично воспринимают персонажей и более поверхностно интерпретируют текст. Подчеркивается, что опыт чтения художественной литературы также способствует выявлению заложенных в тексте смыслов. Полученные результаты обсуждаются в рамках теории «расширяй и строй» Б. Фредриксон и эффекта эмоциональной конгруэнтности. Исследование вносит вклад в развитие эстетической парадигмы, интегрируя ситуационный подход в изучении того, как актуальные переживания обусловливают коммуникацию с искусством.
Об авторах

Кабрин Валерий Иванович, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии личности Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, Московский тракт, 8 e-mail: kabrin@list.ru 

Емельяненко Богдан Олегович, аспирант, кафедра психологии личности Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, Московский тракт, 8 e-mail: bogdan_eme@mail.ru

Ссылка для цитирования
Кабрин В. И., Емельяненко Б. О. Ситуационно-психологические аспекты восприятия и интерпретации художественного текста // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 54. С. 22–39. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.54.22
Ключевые слова
ситуация, жизненная ситуация, эстетическая парадигма, коммуникативная психосемантика, восприятие текста, интерпретация текста.
УДК
159.9.072
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.54.22
Литература
  1. Аверьянова В. А., Щербакова О. В. Между текстом и читателем: инструментарий для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. Часть 1 // Вопросы психолингвистики. 2022. № 3 (53). С. 42–61. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2022-53-3-42-61
  2. Акопов Г. В. Искусство в категориях сознания: хронотопы, образы, дискурсы. М. : Согласие, 2020. 226 с. 
  3. Гришина Н. В. Самоизменения: ситуационные детерминанты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, № 2. С. 172–185. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.206 
  4. Емельяненко Б. О., Браташ Р. И. Эстетическая парадигма в психологии: опыт зарубежных исследователей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2024. № 12. С. 50–54. 
  5. Кабрин В. И. Коммуникативная психосемантика когнитивно-ноэтического развития личности // Сибирский психологический журнал. 2022. № 85. С. 51–71. https://doi.org/10.17223/17267080/85/3
  6. Киселева Н. А., Галяпина В. Н. Роль психических состояний в психосемантической оценке визуальных стимулов // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 6. С. 201– 219. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-201-219
  7. Люсин Д. В., Кожухова Ю. А., Сучкова Е. А. Эмоциональная конгруэнтность при восприятии неоднозначных выражений лица // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 1. С. 27–39. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120103
  8. Марцинковская Т. Д. Социальная и эстетическая парадигмы в методологии современной психологии // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 37. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/595 (дата обращения: 10.08.2025). 
  9. Марцинковская Т. Д. Психология искусства в транзитивном мире: эстетика перемен // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18, № 3. С. 16–24. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0303
  10. Нартова-Бочавер С. К., Ходаковская Э. Н., Юрчук В. Ю. Ситуационно-событийный подход к пониманию психологического благополучия/неблагополучия студенческой молодежи // Современная зарубежная психология. 2024. Т. 13. № 4. С. 41–50. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130404
  11. Петренко В. Ф. Психосемантика искусства. М. : МГУ, 2014. 320 с. 
  12. Полева Н. С. Эстетическая парадигма как оптика исследований современной психологии // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/274 (дата обращения: 10.08.2025).
  13. Прохоров А. О. Ситуационные аспекты ментальной регуляции психических состояний // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 4 (16). С. 13–28. 
  14. Солнцева Г. Н. Ситуационный подход: типы ситуаций и психологические особенности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 525–543. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-525-543 
  15. Щербакова О. В., Обольская (Аверьянова) В. А. Между читателем и текстом: инструментарий для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. Ч. 2 // Вопросы психолингвистики. 2023. № 1 (55). С. 112–127. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2023-55-1-112-127 
  16. Art and perception: using empirical aesthetics in research on consciousness / Ansorge U. [et. al.] // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.895985
  17. Art‐based research to explore children's lived experiences of dysgraphia / Kalenjuk E. [et. al.] // Children & Society. 2024. Vol. 38, N 2. P. 381–403. https://doi.org/10.1111/chso.12709
  18. Chilton G., Gerber N., Scotti V. Towards an aesthetic intersubjective paradigm for arts-based research: an art therapy perspective [electronic resource] // UNESCO Observatory MultiDisciplinary Journal in the Arts. 2015. Vol. 5. N 1. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 308971008_Towards_an_aesthetic_intersubjective_paradigm_for_arts_based_research_An_art_thera py_perspective (date of access: 14.08.2025). 
  19. Fredrickson B. L. The role of positive emotions in positive psychology – the broaden-andbuild theory of positive emotions // American Psychologist. 2001. Vol. 56, N 3. P. 218–226. 
  20. Grol M., Raedt R. D. Effects of positive mood on attentional breadth for emotional stimuli // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01277 
  21. Hitsuwari J., Nomura M. How individual states and traits predict aesthetic appreciation of haiku poetry // Empirical Studies of the Arts. 2021. Vol. 40, Iss. 1. P. 81–99. https://doi.org/10.1177/0276237420986420 

Полная версия (русская)