«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 53

Лидерство в контексте компетентностного подхода

Автор(ы)

Е. А. Кедярова1, И. А. Конопак1, Н. И. Чернецкая1, Е. А. Сукнева1

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация
Представлен обзор исследований лидерства в контексте компетентностного подхода. Показано, что в рамках данного подхода лидерская компетентность рассматривается и как важная часть профессиональной компетентности, так как лидерские компетенции обеспечивают успешную деятельность специалистов в разных сферах (управленческая, педагогическая, психологическая и др.), и как парциальный диффузный элемент коммуникативной компетентности, так как ее сущность отражена в ряде лидерских способностей и качеств. Показано, что компетентностный подход к лидерству является закономерным результатом усложнения содержания этого феномена. Отмечается согласованность компетентностного подхода к лидерству с самыми заметными его трактовками в современной психологии (лидерство как служение, лидерство как ответственность и др.) и с меняющимися стандартами образовательной практики.
Об авторах

Кедярова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: kedu_72@mail.ru 

Конопак Игорь Александрович, кандидат философских наук, доцент, декан факультета психологии, Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: iakonopak@gmail.com 

Чернецкая Надежда Игоревна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: cherna@yandex.ru 

Сукнева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: lena_sukneva@mail.ru 

Ссылка для цитирования
Лидерство в контексте компетентностного подхода / Е. А. Кедярова, И. А. Конопак, Н. И. Чернецкая, Е. А. Сукнева // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 53. С. 59–70. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.53.59
Ключевые слова
лидерство, компетентность, лидерская компетентность, компетентностный подход, компетентностный подход к лидерству.
УДК
159.9.07
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.53.59
Литература
  1. Варданян Ю. В., Бородастова Ю.В. Модель развития универсальных лидерских компетенций воспитанников оздоровительного детского центра // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 74–77. 
  2. Давтян Ю. В., Савчук Е. А. От смиренности к сервант-лидерству: новая этика и культура управления // Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6, № 1 (21). С. 39–49. 
  3. Добряков С. А. Психобиография политического лидера : автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996. 20 с. 
  4. Дужак Ю. А., Маничев С. А. Биографические предикторы лидерства у студентов // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2016. Т. 4. С. 73–80. 
  5. Занковский А. Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурноценностной парадигме : монография. М. : Ин-т психологии РАН, 2011. 296 с. 
  6. Занковский А. Н., Манухина С. Ю. Формирование и развитие лидерства как важнейшей компетенции молодого специалиста. М. : Литера, 2011. 182 с. 
  7. Иванова А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 23 с.
  8.  Игнатова В. В., Адольф В. А., Пожарский С. О. Стратегический подход к развитию лидерского потенциала будущего магистра-педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 7, № 6. С. 22–28. 
  9. Карпова Е. А. Лидерский потенциал: представления и восприятие реальности / Е. А. Карпова // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2019. № 6. С. 48–60. 
  10. Карпова С. И., Савенкова Т. Д. Развитие лидерского потенциала у детей в старшем дошкольном возрасте // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11 (103). С. 112–116. 
  11. Охотников Ю. М. Психологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих проходящих службу по призыву : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 22 с. 
  12. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999. 592 с. 
  13. Первитская А. М. Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2007. 27 с. 
  14. Петрушихина Е. Б. Этическое лидерство: понятие и проблемы исследования // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskoe-liderstvo-ponyatie-i-problemy-issledovaniya (дата обращения: 01.06.2025). 
  15. Пономарев А. В., Ланцев А. О., Кырчиков М. С. Лидерство в молодежной среде. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. 216 с. 
  16. Селезнева Е. В. Лидерство: учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2024. 429 с. 
  17. Спивак В. А. Лидерство. Практикум : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2024. 361 с. Тургунбаева Б. А., Аспанова Г. Р. Лидерская деятельность как область проявления лидерских способностей // Здравоохранение, образование и безопасность. 2017. № 3 (11). С. 87– 95. 
  18. Alves J., Figueiredo P. C. N. The influence of coaching competences on the commitment and development of leaders in organizations // Navigating the Coaching and Leadership Landscape: Strategies and Insights for Success. 2024. Р. 58–77. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-5242-7.ch004 
  19. Bales R. F., Slater P. E. Role differentiation in small decision-making groups // Family socialization and interaction process / ed. by Parsons T. Glencoe, Illinois : FreePress, 1955. Р. 259–306 
  20. Bass B. M. From transactional to transformational leadership: Learning to share the vision // Organizational Dynamics. 1990. Vol. 18, Is. 3. Р. 19–31. https://doi.org/10.1016/0090-2616(90)90061-S 
  21. Bass B. M., Bass R. The Bass handbook of leadership: theory, research, managerial applications. New York : Free Press, 2008. 1536 р. 
  22. Bowman J. S., West J. P., Beck M. A. achieving competencies in public service: the professional edge. New York : Routledge, 2009. 224 p. https://doi.org/10.4324/9781315706757 
  23. Burak O. Contextual leadership: A systematic review of how contextual factors shape leadership and its outcomes // The Leadership Quarterly. 2018. Vol. 29. Is. 1. P. 218–235. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2017.12.004
  24. Castaño A. M., Zuazua M., García-Izquierdo A. L. Development, measurement, and validation of a managerial competency model in Spain // Journal of Psychological Assessment. 2023. Vol. 40, Is. 4. Р. 298–310. https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000769
  25. Clark L. Clinical leadership: values, beliefs and vision // Nursing Management. 2008. N 15 (7). Р. 30–35. https://doi.org/10.7748/nm2008.11.15.7.30.c6807
  26. Eisenbeiss S. A. Re-thinking ethical leadership: an interdisciplinary integrative approach // Leadership Quarterly. 2012. Vol. 23, N 5. Р. 791–808. 
  27. Eslamdoust S., Mahmoudinazlou S. Servant leadership, followers job satisfaction, empowerment and performance: the moderating effect of gender // Open Journal of Social Sciences. 2023. Vol. 11, N. 3. Р. 8–22. https://doi.org/10.4236/jss.2023.113002 
  28. Fassinger R. E., Shullman S. L. Leadership and counseling psychology: What should we know? Where could we go? // The Counseling Psychologist. 2017. N 45. Р. 927–964. 
  29. Gardner L. W., Schermerhorn R. J. Unleashing individual potential: performance gains through positive organizational behavior and authentic leadership // Organizational Dynamics. 2004. Vol. 33, Is. 3. P. 270–281. https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2004.06.004
  30. Giles S. The new science of radical innovation: the six competencies leaders need to win in a complex world. Dallas : BenBella Books, 2018. 200 p. 
  31. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Primal leadership: realizing the power of emotional intelligence. Boston : Harvard Business School Press, 2002. 352 р. 
  32. Greenleaf K. R. Servant leadership – a journey into the nature of legitimate power and greatness. Mahwah, N. J. : Paulist Press. 1977. 338p. Homans G. C. Social behavior as exchange // American Journal of Sociology. 1958. N 63. Р. 597–606. https://doi.org/10.1086/222355
  33. Mann R. D. A review of the relationship between personality and performance in small groups // Psychological Bulletin. 1959. Vol. 56, N 4. Р. 241–270. http://dx.doi.org/10.1037/h0044587
  34. Perceived ethical leadership and follower outcomes in the public sector: the moderating effect of followers’ need for autonomy / Aunin J. [et al.] // Public Performance & Management Review. 2024. Vol. 47, Is. 4. Р. 986–1013. https://doi.org/10.1080/15309576.2024.2359570
  35. Personality and leadership: A qualitative and quantitative review / T. A. Judge [et al.] // Journal of Applied Psychology.2002. Vol. 87, N 4. P. 765–780. 
  36. Popa A. B., Andenoro A. C. The perceived relationship between leadership practices and job attitudes in human service organizations // Journal of Business & Leadership. Research. Practice. Teaching. 2009. Vol. 5, Is. 2. Р. 56–67. https://doi.org/10.58809/hbiz5066 
  37. Rachmawati W. A., Lantu C. D. Servant leadership theory development & measurement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 115. P. 387–393. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.02.445 
  38. Sendjaya S., Sarros J. C. Servant leadership: its origin, development, and application in organizations // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2002. Vol. 9, Is. 2. Р. 57–64. https://doi.org/10.1177/107179190200900205 
  39. Servant leadership: development of a multidimensional measure and multi-level assessment / R. C. Liden [et al.] // Leadership Quarterly. 2008. Vol. 19, Is. 2. Р. 161–177. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2008.01.006 
  40. Sheehan M., Garavan T. N., Morley M. J. Transformational leadership and work unit innovation: a dyadic two-wave investigation // Journal of Business Research. 2020. Vol. 109. Р. 399–412. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.10.072
  41. Stogdill R. M. Personal factors associated with leadership; a survey of the literature // The Journal of Psychology. 1948. Vol. 25. Р. 35–71. https://doi.org/10.1080/00223980.1948.9917362



Полная версия (русская)