«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 53

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных моделей наставничества в высшем образовании

Автор(ы)

М. М. Кашапов1, О. А. Бахвалова1

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль, Россия

Аннотация
Представлен сравнительный анализ отечественных и зарубежных моделей наставничества в высшем образовании. На основе систематического обзора и контент-анализа выделены ключевые направления: профессиональная адаптация преподавателей, научное сопровождение студентов, институциональные модели, психолого-педагогическая поддержка, цифровые и инклюзивные практики, карьерное развитие и оценка эффективности программ. Показано, что отечественные исследования сосредоточены на задачах адаптации и институционализации, тогда как зарубежные акцентируют психологические механизмы, цифровые форматы и доказательную оценку. Различия подтверждены статистически. Сделан вывод о необходимости интеграции зарубежного опыта, включая цифровое, инклюзивное и инновационно-креативное наставничество, для усиления психологического содержания отечественных моделей и повышения их эффективности.
Об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Россия, 15003, Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: smk@bk.ru

Бахвалова Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Россия, 15003, Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: oashl@mail.ru 

Ссылка для цитирования
Кашапов М. М., Бахвалова О. А. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных моделей наставничества в высшем образовании // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 53. С. 46–58. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.53.46
Ключевые слова
наставничество, высшее образование, профессиональная адаптация, научное наставничество, психолого-педагогическая поддержка, цифровое наставничество.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.53.46
Литература
  1. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Меры поддержки исследовательской работы студентов и научного наставничества в российских вузах // Высшее образование в России. 2024. № 10. С. 60–82.
  2. Ангелова О. Ю., Подольская Т. О., Прохорова М. В. Работа наставника с одаренными участниками молодежных проектных команд: специфические аспекты. В сборнике: Новая психология профессионального труда педагога: От нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. С. 187–192. 
  3. Артюхина А. И., Великанов В. В., Великанова О. Ф. Контуры многовариантной модели наставничества в университете // Современные проблемы науки и образования. 2023. С. 187– 192. https://science-education.ru/ru/article/view?id=32790 (дата обращения: 18.09.2025). 
  4. Атласова С. С. О наставничестве в системе высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12 (104). С. 110–129. 
  5. Бабуркин Н. А. Проявление феномена и актуализация понятия «наставничество» в системе образования РФ: конец 10-х начало 20-х годов XXI века // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2024. № 1 (61). С. 59–64. 
  6. Беляева С. В. Развитие профессиональной компетенции студентов педагогического вуза в процессе организации и реализации проекта наставничества // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 207–210. 
  7. Велиева С. В. Наставничество как инструмент профессиональной адаптации молодого преподавателя высшей школы // Телескоп. 2023. № 3. С. 14–18. 
  8. Данилова М. В. Наставничество как средство закрепления молодежи в педагогической профессии // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2022. № 3. С. 16–23. 
  9. Дробязкин Р. С. Тренд наставничества (тьюторства) в вузах. Наставничество как инструмент помощи студентам в трудных ситуациях // Modern Science. 2021. № 3 (1). С. 307– 313. 
  10. Дудина Е. А. Наставничество одаренных как психолого-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (220). С. 39–49. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-39-49 
  11. Ермаков Д. С., Сергеева Т. Ф., Шабанова М. В. Проект сетевого наставничества в работе с одаренными обучающимися // Нижегородское образование. 2020. № 4. С. 13–18. 
  12. Значимый другой в планировании профессионального пути и в готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов / М. В. Прохорова и др. // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 7. С. 124–154. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-124-154 
  13. Кашапов М. М. Абнотивность как базовая компетентность преподавателя высшей школы // Высшая школа на современном этапе: Проблемы преподавания в обучении : материалы Междунар. науч.-метод. интернет-конф. / под науч. ред. М. В. Новикова, И. А. Иродовой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. С. 103–107. 
  14. Мухаметзянова Ф. Ш., Исланова Н. Н. Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN520.pdf (дата обращения: 19.09.2025). 
  15. Назарова Е. С. Институт наставничества: опыт применения в России и за рубежом // Человеческий капитал. 2020. № S12–2. С. 135–143. 
  16. Осипов П. Н. Наставничество как социально-педагогический феномен. Управление устойчивым развитием. 2023. № 1 (44). С. 102–108. https://doi.org/10.55421/2499992X_2023_1_102 
  17. Перминова О. М., Устинова Н. П., Трефилова Е. А. Наставничество в образовательном учреждении высшего образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. № 3. С. 84–90. 
  18. Ресурсы наставничества в процессе сопровождения профессионального развития педагога / И. В. Серафимович и др. // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 32–44. 
  19. Руденко И. В., Саркисова И. В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. Научный вектор Балкан. 2021. № 5 (2). С. 15–20. https://doi.org/10.34671/SCH.SVB.2021.0502.0003
  20. Рыбальченко Ю. С. Наставничество как инструмент управления личностным развитием студента во внеучебной среде университета // МНКО. 2022. № 6 (97). С. 208–211. 
  21. Сажина С. Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования // Человек. Культура. Образование. 2020. № 2 (36). С. 175–184. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2020-2-175-184
  22. Черевко М. А. Педагогическое наставничество как фактор профессионального становления молодых педагогов: сборник трудов конференции // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары : Среда, 2024. С. 72–75. 
  23. Al-Aqeel S., Alhumaid H. K. Undergraduate university students mentoring program: experiences of mentors and mentees // Frontiers in Education. 2024. Vol. 9. https://doi.org/10.3389/feduc.2024.1486398
  24. Astrove S. L. Kraimer M. L. What and how do mentors learn? The role of relationship quality and mentoring self-efficacy in mentor learning // Personnel Psychology. 2022. Vol. 75, Is. 2. P. 485– 513. https://doi.org/10.1111/peps.12471 
  25. Baker V. L., McCaffrey V., Manning C. Fostering professional development through undergraduate research: supporting faculty mentors and student researchers // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2022. Vol. 30, N 2. P. 216–234. https://doi.org/10.1080/13611267.2022.2057097 
  26. Ball E., Hennessy C. De-mystifying the concept of peer mentoring in higher education: establishing models for learning // Mentoring in higher education / eds. Woolhouse C., Nicholson L. J. London : Palgrave Macmillan, 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-030-46890-3_2 
  27. Blankenship B. B., Canning P. C., Deasy P. Does Our peer mentoring program help? Effects on probation students’ academic possible selves, GPA, and Retention // Journal of Organizational Psychology. 2020. Vol. 20, N 3. P. 91–101. https://doi.org/10.33423/jop.v20i3.2942 
  28. Digital peer mentoring in higher education: Results from a qualitative study involving digital part-time nursing students / H. Toreid [et. al.] // Heliyon. 2025. Vol. 11, N 4. e42454. http://dx.doi.org/10.1016/j.heliyon.2025.e42454 
  29. Effective mentor training, education and development: a qualitative multi-level metasynthesis / B. Maxwell [et. al.] // International Journal of Mentoring and Coaching in Education. 2024. Vol. 13, N 4. P. 422–440. http://dx.doi.org/10.1108/IJMCE-07-2023-0068 
  30. Gehreke L., Schilling H., Kauffeld S. Effectiveness of peer mentoring in the study entry phase: а systematic review // Review of Education. 2024. Vol. 12, N 1. P. 3462. https://doi.org/10.1002/rev3.3462 
  31. Hardt D., Nagler M., Rincke J. Can peer mentoring improve online teaching effectiveness? An RCT during the COVID-19 pandemic // Labour Economics. 2022. Vol. 78. Art. 102220. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2022.102220 
  32. Hillman J. Black students’ experiences of coaching and mentoring in higher education: a case study // International Journal of Mentoring and Coaching in Education. 2024. Vol. 13, N 2. P. 246– 257. https://doi.org/10.1108/ijmce-01-2023-0011
  33. Le H. G., Sok H. S., Heng C. T. The benefits of peer mentoring in higher education: findings from a systematic review // Journal of Learning Development in Higher Education. 2024. Is. 31. https://doi.org/10.47408/jldhe.vi31.1159 
  34. Leavitt A., Nelson K., Cutucache Ch. The effect of mentoring on undergraduate mentors: a systematic review of the literature // Frontiers in Education. 2022. Vol. 6. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.731657
  35. Matching by value congruence for high-quality mentoring: Evidence form a student peer mentoring program/ M. P. Fladerer [et al.] // Studies in Higher Education. 2023. Vol. 43. P. 1937–1951. https://doi.org/10.1080/03075079.2023.2217441
  36. Nuis W., Segers R., Beausaert S. Conceptualizing mentoring in higher education: A systematic literature review // Educational Research Review. 2023. Vol. 41. Art. 100565. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2023.100565
  37. Pavlovic Z., Jeno L. M. Facilitating academic and social integration among first-year university students: is peer mentoring necessary or an additive measure? // Mentoring and Tutoring. 2023. Vol. 32, N 2. http://dx.doi.org/10.1080/13611267.2023.2290731
  38. Peer mentoring in practice / F. Cust [et al.] // The Journal of Practice Teaching and Learning. 2023. Vol. 19, N 3. P. 72−83. https://doi.org/10.1921/jpts.v19i3.1864
  39. Tinoco-Giraldo H., Sánchez E., García-Peñalvo F. J. E-mentoring in higher education: a structured literature review and implications for future research // Sustainability. 2020. Vol. 12. Art. 4344. https://doi.org/10.3390/su12114344 



Полная версия (русская)