«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 53

Гендерная специфика индивидуально-психологических аспектов личности курсантов Юнармии в зависимости от их ценностного приоритета

Автор(ы)

М. М. Проничева1, Т. Н. Кабанова1

1 Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава России, г. Москва, Россия

Аннотация
Исследуются ценностные приоритеты и индивидуально-психологические особенности курсантов Юнармии мужского и женского пола. Выявляется, что юношей отличает более высокий уровень легитимизации агрессии в некоторых сферах и трудности в самоконтроле, а также предпочтение простых задач и склонность к эгоцентризму при приоритете антиценности «богатство». Отмечается, что показатель психической напряженности взаимосвязан с доминирующей ценностью «нравственные идеалы» и антиценностью «власть и собственные амбиции». Делается вывод, что у девушек выше уровень целеустремленности, четкость целей на будущее и удовлетворенность своим социальным статусом при более высоком уровне психической напряженности. Девушки, ценящие традиции, реже идут на риск, так как их мировоззрение ориентировано на сохранение устоев, а не на их нарушение.
Об авторах

Проничева Мария Михайловна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, руководитель отделения здоровьесберегающих технологий Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава РФ Россия 119034, г. Москва, Кропоткинский пер., 23, e-mail: mariya_pronichev@mail 

Кабанова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава РФ Россия 119034, г. Москва, Кропоткинский пер., 23, e-mail: tatianak0607@yandex.ru  

Ссылка для цитирования
Проничева М. М., Кабанова Т. Н. Гендерная специфика индивидуально-психологических аспектов личности курсантов Юнармии в зависимости от их ценностного приоритета // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 53. С. 86–98. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.53.86
Ключевые слова
ценности, гендерные различия, индивидуально-психологические особенности, курсанты.
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.53.86
Литература
  1. Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи / О. Г. Хрипунова [и др.] // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 5. С. 24-36. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.02
  2. Гендерные различия по индивидуальным ценностям у представителей поколения миллениалов / И. А. Ржанова [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, вып. 3. С. 249–264. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.302
  3. Канаева Л. П., Павликова Т. Е Гендерные идеалы современной молодежи // Вестник науки и образования. 2018. № 8 (44), т. 1. С. 100–102. 
  4. Лебедева М. В., Вербина Г. Г. Гендерные различия в ценностных ориентациях личности // Образование и право. 2019. № 8. С. 40–42 
  5. Личность курсанта: психологические особенности бытия : материалы ХI Всерос. науч.- практ. конф. (с иностр. участием) / под ред. Э. В. Снимщикова. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2021. 293 с. 
  6. Лобза О. В., Короткова В. А. Ценностные ориентации и их взаимосвязь с личностными особенностями студентов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 2А. С. 180–191. https://doi.org/10.34670/AR.2022.80.60.014
  7. Магранов А. С., Деточенко Л. С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации // Социологические исследования. 2018. № 8. C. 108–116. URL: http://ras.jes.su/socis/s207987840000099-7-2 (дата обращения: 29.04.2025). 
  8. Мухамеджанова И. Р., Потокина А. С. Гендерные особенности профессиональных предпочтений юношеского возраста // Academic research in educational sciences. International Scientific and Practical Conference. 2025. № 3. С. 436–437 
  9. Наволокин И. И. Формирование ценностного отношения к военной службе у учащихся старших классов общеобразовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2023. 25 с. 
  10. Норицын В. Б., Пшеничнова И. В. Исследование системы ценностных ориентаций в подростковом возрасте // Студенческий научный форум : материалы VII Междунар. студ. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015145 (дата обращения: 26.05.2025 ). 
  11. Пууронен В., Синисало П., Швец Л. Молодежь в меняющейся Карелии: сравнительное исследование повседневной жизни, будущих ориентаций и политической культуры молодежи на северо-западе России и в Восточной Финляндии. London : Routledge, 2017. 264 c. https://doi.org/10.4324/9781315199337 
  12. Репина А. О. Исследование осмысленности жизни и интеллектуального развития в юношеском возраста // Аллея науки. 2019. Т. 1, № 4(31). С. 798–804. 
  13. Факторы социально-психологической дезадаптации и ценностные ориентации подростков и молодежи / И. А. Баева [и др.] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2022. № 206. С. 228–242. https://doi.org/10.33910/1992- 6464-2022-206-228-242 
  14. Фесенко С. Н. Психологические особенности юношеского возраста // Инновационная наука. 2023. № 2–1. С 129–133. 
  15. Фишер И. В. Гендерные особенности сотрудников ОВД и роль психологических установок в их служебной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 2. С. 9–11. 
  16. Чурсинова О. В. Гендерная идентичность современных подростков: формирование и коррекция // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 3-4 (90). С. 81–84. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-3-4-81-84
  17. Юревич А. В. Психология социальных явлений. М. : Litres, 2019. 470 с. 
  18. Daniel E., Benish-Weisman M. Value development during adolescence: Dimensions of change and stability // Journal of Personality. 2018. Vol. 87, N 1. P. 620–632. https://doi.org/10.1111/jopy.12420 
  19. Conning A. S. Moral tribes: Emotion, reason, and the gap between us and them // Journal of Moral Education. 2015. N 44 (1). P. 119–121. http://dx.doi.org/10.1080/03057240.2015.1012365
  20. Value orientations of students in modern China: Analysis of measurement invariance and latent mean differences in comparison with students from Germany and Russia / E. Heim [et al.] // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. N. 48 (4). Р. 511–531. https://doi.org/10.1177/0022022117696800

Полная версия (русская)