«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 52

Отношение подростков с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и их родителей к вопросам безопасности в интернете

Автор(ы)
Г. А. Сидорова
Аннотация
Рассмотрены теоретические подходы к проблеме онлайн-безопасности подростков с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Обоснована точка зрения, что родительское регулирование является важной составляющей обеспечения безопасности подростков в интернете. Показаны значимые различия отношения умственно отсталых подростков и их родителей по вопросам доступа, времени, пользы, опасностей и угроз, безопасности, ответственности за обеспечение безопасности в интернете. Сделан вывод, что отношение к личной безопасности в интернете у подростков с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) обусловлено когнитивными, социальными, психолого-педагогическими особенностями возраста, а также спецификой самого дефекта (умственной отсталостью), в частности завышенной самооценкой, нарушением критичности, неспособностью к полноценному анализу ситуации.
Об авторах
Сидорова Галина Анатольевна, педагог-психолог, Общеобразовательная школа-интернат № 6, Россия, 652780, г. Гурьевск, ул. Ленина, 30, аспирант, кафедра психологических наук, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: GalinaSidorova3004@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Сидорова Г. А. Отношение подростков с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и их родителей к вопросам безопасности в интернете // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 52. С. 77–87. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.52.77
Ключевые слова
подростки с интеллектуальными нарушениями, умственная отсталость, безопасность в интернете, подростковый возраст, особенности дефекта, родительское регулирование.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.52.77
Литература

Болотова С. И. Психологические особенности безопасной коммуникации подростков в социальных сетях // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее : сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. Ч. 2. С. 159–161.

Бурова В. С. Стили поведения родителей в процессе использования Интернета учениками начальной школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 459–463. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-459-463

Кокорева О. И. Особенности консультирования родителей по вопросам интернет-зависимости младших подростков // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары : Среда, 2023. С. 333–336.

Королева Ю. А. Цифровые навыки подростков с ограниченными возможностями здоровья как условие их социализации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 3 (64). С. 130–140. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2023.3.130

Крайнова Ю. М. Профилактика распространения «групп смерти» в рамках обеспечения информационной безопасности детей и подростков в сети Интернет // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты : сб. тез. выступлений участников Междунар. науч.-теорет. конф. / сост. А. В. Афанасьев, А. В. Ефимовский, О. С. Кравченко. СПб. : С.-Петерб. ун-т М-ва внутренних дел РФ, 2019. С. 349–355.

Насибуллина А. Д. Влияние цифровой среды на развитие цифровых навыков обучающихся с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 199–202.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. М. : Школа-Пресс, 1994. 416 с.

Пазухина С. В., Чумаков П. В. Влияние стиля семейного воспитания на отношение родителей к вредной информации в Сети интернет // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 1. С. 41–46.

Патраков Э. В. Подростки и интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 129–144. https://doi.org/10.17223/17267080/72/7

Солдатова Г. У., Нестик Т. А. Образ Интернета в сознании подростков и их родителей // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3(25). С. 59–69.

Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, № 3. С. 226–248. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.301

Фатихова Л. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф. Способности детей с нарушением интеллекта к распознаванию и избеганию опасных ситуаций. Уфа : Башкир. гос. пед. ун-т им. М. : Акмуллы, 2020. 288 с.

Фоминых Е. С. Риски виктимизации обучающихся с умственной отсталостью в цифровом пространстве // Виктимология. 2023. Т. 10, № 2. С. 241–250.

Шайкова М. В. Характер деструктивного поведения несовершеннолетних в сети «Интернет» // Личность преступника в изменяющемся мире (Долговские чтения) : сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. М. : Ун-т прокуратуры РФ, 2023. С. 421–427.

Шатских П. А. Особенности проявления самосознания у старших подростков с нарушениями интеллекта // Наука глазами молодых : сб. науч. тр. Липецк : Липец. гос. пед. ун-т им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. С. 85–91.


Полная версия (русская)