«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 52

Особенности эмоционального интеллекта курсантов с разным типом локуса контроля

Автор(ы)
Т. А. Басина
Аннотация
Выявлены различия в понимании собственных эмоциональных состояний и их причин, а также целеустремленности в сфере достижений у курсантов с разным типом ответственности. Установлено, что курсанты с внутренним типом локуса контроля отличаются средним уровнем понимания своего внутреннего состояния, имеют сформированный средний уровень сопереживания, умеют управлять собственными эмоциями, а также ориентированы на достижение поставленных целей при наличии препятствий и переживаний. Отмечается, что курсанты с внешним локусом контроля достаточно хорошо умеют управлять собственными эмоциями, имеют средний уровень самоконтроля, но при этом они недостаточно умеют дифференцировать и распознавать собственные эмоции, плохо понимают свое внутреннее состояние и при неудачах легко отказываются от достижения целей. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса адаптации и обучения курсантов в ведомственных вузах.
Об авторах
Басина Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры, общей и педагогической психологии, подполковник внутренней службы, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Россия, 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: tat-basina25@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Басина Т. А. Особенности эмоционального интеллекта курсантов с разным типом локуса контроля // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 52. С. 3–14. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.52.3
Ключевые слова
эмоциональный интеллект, ответственность, курсанты, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля.
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.52.3
Литература

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–87.

Басина Т. А. Особенности эмоционального интеллекта осужденных женщин // Проблемы современного педагогического образования. Ялта : РИО ГПА, 2024. Вып. 85, ч. 3. С. 403–407.

Белоконь О. В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 3. С. 137–144.

Бокова О. А. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля // МНКО. 2014. № 5 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvoprosu-o-teoreticheskih-osnovah-izucheniya-psihologicheskih-fenomenov-otvetstvennosti-i-lokusakontrolya (дата обращения: 15.04.2025).

Волкова Е. В., Башкатов С. А., Чернышова Л. В. Обзор исследований ответственности в отечественной и зарубежной психологии XXI в. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-issledovaniy-otvetstvennosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii-xxi-v (дата обращения: 14.04.2025).

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. 544 c.

Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М. : Альпина Паблишерз, 2023. 301 с.

Дементий Л. И., Нечепоренко О. П. Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей // Вестник ОмГУ. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyeosobennosti-i-tipologiya-uspeshnyh-i-neuspeshnyh-lichnostey (дата обращения: 14.02.2025).

Дементий Л. И., Купченко В. Е. Жизненная стратегия личностей с различным типом ответственности // Вестник ОмГУ. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennaya-strategiyalichnostey-s-razlichnym-tipom-otvetstvennosti (дата обращения: 14.02.2025).

Демиденко Н. Н., Борисова С. В. Стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект как базовые компетентностные характеристики личности субъекта профессиональной деятельности продаж // Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию факультета психологии и соц. работы. Тверь, 29–31 мая 2014 г. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2014. С. 157–164.

Кашапова Г. И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen-i-urovni-ee-razvitiya (дата обращения: 14.04.2025).

Кобазова Ю. В. Эмоциональный интеллект и психологическое благополучие студентов педагогических специальностей ТИ(Ф) СВФУ // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 5А. С. 47–55.

Косарева А. А. Сущность феномена ответственности в отечественной и зарубежной психологии // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований : материалы междунар. науч.-практ. конф. Мытищи, 13–14 апр. 2022 г. М. : Моск. гос. обл. ун-т, 2022. С. 713–719.

Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков : монография. М. : МГППУ, 2021. 104 с.

Кочкина А. И. Исследование ответственности у курсантов МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1 (9). С. 240–242.

Муздыбаев К. Психология ответственности: монография. М. : Либроком, 2017. 248 с.

Наймушина Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-ponyatiya-emotsionalnyy-intellekt-v-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 29.03.2025).

Никулина И. В. Эмоциональный интеллект: инструменты развития : учеб. пособие. Самара : Самар. ун-т, 2022. 82 с.

Особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта и личностных черт у социально активных студентов / Л. А. Дикая [и др.] // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 4. С. 34–48. http://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.3

Прядеин В. П., Кожевников Н. В. Ответственность, ответственная зависимость и профессиональная деформация у сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3 (27). С. 81–83.

Савина Ю. В. Локус контроля в понимании современной психологии // Молодой ученый. 2022. № 42 (437). С. 219–223.

Ундуск Е. Н., Григорьева А. А., Степанова Ю. Н. Эмоциональный интеллект студентов с разной локализацией ответственности // Психология человека в образовании. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-studentov-s-raznoy-lokalizatsiey-otvetstvennosti (дата обращения: 18.03.2025).

Эделева Е. М. Эмоциональный интеллект и его роль в межличностных отношениях // Вестник науки. 2024. № 11 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-ego-rol-vmezhlichnostnyh-otnosheniyah (дата обращения: 29.01.2025).

Эмоциональный интеллект: как мы воспринимаем, оцениваем, выражаем и контролируем эмоции / Дж. М. Ишадова [и др.] // Вестник науки. 2023. № 5 (62). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-my-vosprinimaem-otsenivaem-vyrazhaem-i-kontroliruem-emotsii (дата обращения: 30.01.2025).

Юрьева О. В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 55–65. http://doi.org/10.15593/2224-9354/2019.1.5

Якимова З. В. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 4 (33). http://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0091

Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 13–25.

Measuring Emotional Intelligence with the MSCEIT V2.0 / J. D. Mayer [et al.] // Emotion. 2003. Vol. 3, N 1. P. 97–105.

Salovey P. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1990. Vol. 9. P. 185– 211.


Полная версия (русская)